Amazon стал самой дорогой компанией мира

Технологический сектор остается лидером рынка – или перестает существовать как таковой
Amazon, с одной стороны, конкурирует с технологическими компаниями, а с другой – с потребительскими
Amazon, с одной стороны, конкурирует с технологическими компаниями, а с другой – с потребительскими / Shannon Stapleton / REUTERS

Amazon по итогам торгов в понедельник стал крупнейшей компанией по рыночной капитализации, обойдя Microsoft. Apple, которая была самой дорогой компанией не один год, теперь занимает 4-е место: ее акции рухнули за последние три месяца на 36%, в том числе на 10% 3 января, когда компания снизила прогноз квартальной выручки впервые более чем за 15 лет.

Перегруппировка лидеров

Microsoft, акции которого во время падения рынка в конце прошлого года снизились не так сильно, как у Apple, с начала декабря утвердился на 1-м месте. Но в начале этого года инвесторы стали активно скупать бумаги Amazon, которые выросли на 8,5% после квартального падения на 25%: в конце концов, интернет-ритейлер может объявить о росте выручки в IV квартале на 20% по сравнению с тем же периодом 2017 г., согласно прогнозам аналитиков, собранным FactSet.

Акции крупнейших технологических компаний, которые ранее были лидерами роста, упали в IV квартале 2018 г. сильнее, чем фондовый рынок США в целом: индекс Nasdaq 100 потерял 17% против почти 14% у S&P 500. Тем не менее они остаются мировыми лидерами. Рыночная стоимость Amazon составила в понедельник $796,78 млрд (в сентябре она на короткое время достигла $1 трлн), Microsoft – $783,57 млрд. Капитализация Alphabet, материнской компании Google, была $745,63 млрд, а Apple, которая на пике в начале октября стоила $1,1 трлн, – $701,99 млрд.

Далее с большим отрывом идет компания Уоррена Баффетта Berkshire Hathaway ($485 млрд по итогам торгов в понедельник), опережая Facebook, чьи акции с конца июля 2017 г. упали на 36,5% из-за серии скандалов, прежде всего связанных с защитой пользовательских данных. JPMorgan Chase и Johnson & Johnson, лидеры в своих секторах, имеют капитализацию менее $350 млрд, а розничный гигант Walmart – $271,5 млрд.

Ведущие технологические компании никуда не денутся, уверяет Майкл Липперт, управляющий Baron Capital Opportunity Fund. Они работают на крупных рынках «и ни Amazon, ни Microsoft их еще не вычерпали, у них еще много возможностей для роста», сказал он The Wall Street Journal.

Четыре ведущие технологические компании, когда-то специализировавшиеся и лидировавшие в своих областях, теперь все активнее конкурируют друг с другом, отмечает WSJ. Так, Amazon, Microsoft и Google – крупнейшие игроки на рынке облачных услуг, который Amazon фактически изобрел около 12 лет назад (а Apple, по оценке UBS, в 2018 финансовом году заработала с помощью своего облачного сервиса iCloud $3 млрд). По прогнозу Gartner, этот сектор вырастет с $25,3 млрд в 2017 г. до $65,9 млрд в 2021 г.

Если поначалу компьютерные устройства выпускала только Apple, то теперь у Microsoft есть Surface и Xbox, у Amazon – Kindle, а у Google – Chromebook (в партнерстве с другими производителями), через которые компании продвигают свои услуги. Google конкурирует с Microsoft в программном обеспечении, а та с ним – в поиске. У Amazon, Google и Apple есть собственные голосовые помощники, а у Microsoft он используется на устройствах других производителей. Amazon уже занимается производством контента, а Apple разворачивает этот бизнес. Компании активно занимаются работами в таких областях, как искусственный интеллект, самоуправляемые автомобили и др.

Технологического сектора больше нет?

Вместе с тем повсеместное распространение технологий означает, что представление о «технологических акциях» как об отдельной группе компаний, появившихся благодаря развитию компьютерных технологий и интернета, становится устаревшим, отмечает Financial Times. Свидетельством этого можно считать крупнейшую отраслевую реклассификацию, которую в сентябре 2018 г. провели индексные провайдеры S&P Global и MSCI. Так, в индексе S&P 500 13 компаний из потребительского сектора, шесть – из сектора информационных технологий и три – из ликвидированного сектора телекоммуникационных услуг были переведены в новый сектор «Коммуникационные услуги».

Из сектора информационных технологий (где, правда, осталась Apple) были выведены, в частности, Facebook, Twitter, Alphabet, китайские Tencent и Baidu, которые попали в «Коммуникационные услуги» – вместе с Netflix и eBay (выведены из потребительского сектора), Verizon и AT&T (выведены из телекоммуникационного). Amazon остался в потребительском секторе вместе с McDonald’s и Ford Motor.

Реклассификация, считают некоторые участники рынка, способствовала высокой волатильности в IV квартале, поскольку индексные и биржевые фонды должны были переложить из одних портфелей в другие акции на многие миллиарды долларов. Но важнее другое, отмечает в отчете Венсан Делюар, макростратег INTL FCStone: решение индексных провайдеров стало «признанием того, что технологический сектор больше не является чем-то особенным», оно «завершило технологический век».

Традиционные компании завоевывают территорию своих интернет-конкурентов (Walmart уже продает онлайн почти столько же, сколько Apple, указывает Делюар), а те движутся в обратном направлении: Netflix, например, заявила, что потратит в 2019 г. на производство собственного контента $13 млрд (около 90% выручки). В финансово-технологическом секторе традиционные управляющие, такие как Fidelity, теперь предлагают роботов – инвестиционных консультантов, а специализировавшаяся на робоэдвайзерах Nutmeg стала предлагать советы живых специалистов. В то время как банки занялись цифровизацией услуг, финтех-стартапы Zopa и Monzo получили банковские лицензии, перечисляет FT. Прорывные технологии теперь появляются не у Facebook и Netflix, а в таких областях, как климатология, исследования стволовых клеток, авиакосмическая промышленность и производство, отмечает газета.

Все это означает, что акции и тех компаний, что считались технологическими, и тех, что воспринимались как нетехнологические, будут переоцениваться, полагает Делюар. «Если технологии теперь везде, тогда технологического сектора больше не существует, – пишет он. – А если он больше не существует, тогда премия по его акциям неоправданна: с точки зрения отношения капитализации к прогнозируемой прибыли (P/E) премия по индексу Nasdaq 100 к индексу S&P 500 сократилась до 16%. Если и Netflix, и Walt Disney используют технологии, чтобы рассказывать истории, то почему у первой P/E 88, а у второй – 15? Если и Tesla, и BMW используют технологию аккумуляторов в автомобилях класса премиум, почему у первой P/E с прогнозируемой прибылью должно быть 42, а у второй P/E с фактической прибылью – всего 5,6?»