ЦБ снизит зависимость банков от бизнеса ключевых клиентов
Регулятор определил 16 признаков экономических связей заемщиковЦБ 22 июня выпустил проект указания, где перечислил критерии экономической связанности заемщиков. Критерии будут использованы для расчета норматива Н6, который ограничивает 25% капитала банка риски на заемщика или группу связанных заемщиков.
Участие в капитале заемщиков госкорпорации или органа власти – по нынешней инструкции ЦБ – не позволяет признать заемщиков связанными. В ЦБ на вопрос, как будет определяться связанность госкомпаний, ответили, что новый проект не содержит изъятий.
Высокую концентрацию риска на одного заемщика председатель ЦБ Эльвира Набиуллина в начале июня называла одной из проблем банковского сектора: банки искусно сопротивляются нормативу Н6. Многие банки искренне считают, что лучше быть основным либо единственным кредитором, объясняла она, но, если долговая нагрузка заемщика велика, это угрожает устойчивости банка, он становится заложником клиента и вынужден соглашаться на реструктуризации, отказываться от взыскания залогов или использования поручительств.
В списке ЦБ 16 признаков экономической связи, среди них: заемщики участвуют в одном проекте, от которого зависит возврат долга; более 50% производственного процесса одного заемщика зависит от инфраструктуры другого; более половины выручки или расходов одного заемщика приходится на другого (кроме естественных монополий). ЦБ будет также выяснять, есть ли у одного заемщика банка денежные требования к другому (не более 20% активов для несвязанных сторон), передавал ли заемщик активы в доверительное управление другому и т. д.
Но сотрудники службы надзора смогут опираться не только на публичные критерии, но и на свои мотивированные суждения, сказано в проекте другого указания ЦБ.
ЦБ предложил учитывать экономическую связь заемщиков в 2004 г., вспоминает Станислав Волков из «Эксперт РА», в 2015 г. требование появилось в законе о ЦБ: он признает заемщиков связанными, если ухудшение экономического положения одного может стать причиной, по которой другой заемщик не выплатит долг банку. Количественные критерии из нового указания ЦБ гораздо сложнее игнорировать, чем требования закона, считает Волков: это существенное ужесточение регулирования.
Прежние критерии основаны на юридической, а не на экономической связанности, их легче обойти, думает аналитик Fitch Дмитрий Васильев. С приоритетом экономической связи согласен и аналитик S&P Роман Рыбалкин: если арендодатель сдает помещение компании, а банк кредитует обоих, способность арендодателя обслуживать долг напрямую зависит от благополучия арендатора. Часто бывало, что по логическим, экономическим и другим параметрам понятно, что заемщики связаны, но нет нормативной базы, чтобы это доказать, говорит заместитель гендиректора «Финэкспертизы» Наталья Борзова. Изменения, по мнению Васильева, скажутся прежде всего на банках с высокой концентрацией активов, в основном небольших, с несколькими опорными заемщиками.
Сергея Пенкина из Ассоциации российских банков беспокоит, что для признания заемщиков связанными достаточно одного критерия, а их перечень весьма велик. Нельзя, чтобы всего один критерий говорил о связанности, соглашается Наталия Мещеринова из Росевробанка, анализ должен быть комплексным: относительные значения, перечисленные в проекте, не обоснованы экономически и могут сильно отличаться для разных видов деятельности.
В проекте есть критерии, которые можно трактовать слишком широко, продолжает Пенкин, например сделки не по рыночной стоимости: торговая скидка в 3–5% может быть сочтена существенным отклонением от рыночной стоимости и две абсолютно независимые компании, кредитующиеся в одном банке, станут взаимосвязанными.
Критерии экономической связи заемщиков уже записаны во внутренних нормативных документах банка и во многом пересекаются с предложенными в проекте ЦБ, говорит представитель «Абсолют банка». Большинство предложенных критериев закреплены в МСФО и учитываются для оценки связанности, указывает и Мещеринова из Росевробанка, но банк не подходит к их оценке формально, как предлагает проект указания.
В России высока концентрация бизнеса и в отраслях, и в регионах, считает вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков, добавление в расчет фактически всех контрагентов существенно повлияет на норматив Н6.
Вряд ли новые критерии ЦБ помешают нормальному рыночному кредиту, скорее это реакция на произошедшее в банке «ФК Открытие», где обслуживалось много связанных компаний, с этим и борется ЦБ, считает главный экономист БКС Владимир Тихомиров.
Если ЦБ уже завтра начнет формально применять свои критерии, многим заемщикам он затруднит доступ к кредиту: бизнес все больше укрупняется и зачастую у компании остается 1–2 крупных контрагента, считает главный экономист «ПФ Капитал» Евгений Надоршин.
Представитель Сбербанка заявил, что не комментирует действия ЦБ, остальные банки первой десятки не ответили на запрос.