Держатели дефолтных бондов компании Рустама Тарико разделились на два лагеря
Первая группа потребовала погасить бумаги и грозится взыскать 49% акций банка «Русский стандарт», вторая хочет перевыпустить облигацииИнициативная группа кредиторов, собравшая 25% выпуска дефолтных евробондов Russian Standard Ltd Рустама Тарико, потребовала от компании немедленно погасить весь выпуск. Инвесторы намерены изъять залог по бумагам – 49% банка «Русский стандарт» – и продать его по наилучшей цене, сказано в заявлении группы.
Дефолт по бумагам на $545 млн Russian Standard Ltd допустила еще в октябре 2017 г., не заплатив купон. Компания предложила держателям два варианта реструктуризации долга: либо выкуп бумаг по 25% от номинала, либо по 20% от номинала плюс право получить выплаты по акциям банка «Русский стандарт», которые будут привязаны к его финансовым результатам. Тогда представитель Russian Standard объяснял, что предложенные варианты выгоднее изъятия залога: 49% акций банка «Русский стандарт» стоят от $50 млн до $70 млн, а 25% от номинала бондов – это $136,3 млн. Однако инициативная группа от реструктуризации отказалась.
Первый шаг к изъятию и реализации залога по бондам инициативная группа сделала – собрала более 25% выпуска и направила инструкции трасти, говорит партнер Tertychny Agabalyan Иван Тертычный, процесс предстоит долгий и сложный: залогодатель может чинить препятствия, оспаривая каждый шаг кредиторов, добавляет Тертычный.
У акционера ограничены права по заложенным 49%, чтобы голосовать по этим акциям, он должен запросить разрешения у трасти выпуска, напоминает инициативная группа. Иначе трасти может потребовать возместить убытки.
Уведомление трасти при намерении голосовать заложенным пакетом акций банка – это контрактное обязательство, которое возникает после возникновения дефолта, говорит Тертычный. «В случае если акционер запросит разрешение трасти на голосование заложенным пакетом, трасти будет обязан делегировать решение этого вопроса владельцам облигаций. А держатели должны будут не только инструктировать трасти, но и предоставить гарантию на оплату его услуг», – объясняет он.
Годовое общее собрание акционеров банка «Русский стандарт» назначено на 29 июня.
Права на заложенный пакет все также принадлежат группе «Русский стандарт», говорит представитель холдинга Roust Рустама Тарико. Процесс взыскания залога (в случае если он когда-либо будет запущен) будет очень длительным, предупреждает он: инвесторы должны предоставить трасти дополнительные финансовые гарантии и юридическую защиту, прежде чем данная процедура будет запущена. Кроме того, взыскание залога является очень длительным процессом, так как он регламентирован документацией облигаций и предполагает проведение судебного процесса в России, а также получение необходимых согласований регуляторных органов, указывает представитель холдинга.
Уведомление о погашении долговых обязательств носит технический характер и является формальностью, настаивает он: инвесторы могли потребовать это сделать еще в октябре 2017 г. При этом переговоры с основными держателями облигаций продолжаются, указывает представитель холдинга: Russian Standard в ближайшее время хочет запустить официальный процесс голосования по реструктуризации среди держателей облигаций.
Раскол среди инвесторов
Среди держателей дефолтных бондов Russian Standard Ltd наметился раскол: помимо инициативной группы, есть и другие бондхолдеры с другой позицией, рассказали «Ведомостям» два владельца облигаций компании и человек, близкий к одному из держателей.
Попасть в инициативную группу непросто (нужно владеть бумагами на $10 млн и более), кроме того, ее действия непрозрачны, говорит представитель компании «Мириад рус», которая собирает вторую группу. Ее цель – добиться наиболее выгодного варианта возврата средств держателям дефолтных облигаций, рассказывает он: «Мы считаем, что цель у держателей должна быть одна и действия должны быть открытыми – как для других держателей бумаг, так и для эмитента». Какой процент выпуска удалось собрать, представитель «Мириад рус» не раскрыл, заметив, что сейчас идет процесс верификации держателей бондов.
По его словам, группа хочет, чтобы в результате реструктуризации эмитентом облигаций вновь стал банк «Русский стандарт», а не Russian Standard. Бумаги, из-за которых теперь спорят и держатели, появились в 2015 г., когда в результате убытков банк «Русский стандарт» не смог обслуживать два выпуска субординированных евробондов на $350 млн и $200 млн. Тогда держатели этих бумаг согласились на реструктуризацию, получив денежную выплату в размере 18% от номинала, а также новые бумаги, эмитентом которых стала уже Russian Standard Ltd.
Представитель «Мириад рус» уверен, что возврат к тому, чтобы по обязательствам отвечал банк, – лучший сценарий для держателей дефолтных бондов. Чтобы запустить процесс акселерации, у инициативной группы ушло четыре месяца, сетует он.
Наличие двух противоборствующих групп кредиторов может затянуть процесс изъятия залога по бондам, предупреждает Тертычный: «Если трасти получит противоречивые указания со стороны двух групп, собравших по 25% выпуска, придется проводить общее собрание бондхолдеров. Там решение о действиях трасти будет решаться простым большинством голосов».