Алкогольный холдинг Рустама Тарико отчитался о рекордном росте продаж благодаря российскому рынку
Правда, легальные продажи водки в России растут с прошлого годаВторой в мире производитель водки, алкогольный холдинг Roust Рустама Тарико, впервые опубликовал финансовую отчетность после реорганизации, завершившейся в феврале 2017 г. Задержку публикации отчетности компания объяснила переходом с американских стандартов бухгалтерского учета (US GAAP) на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).
Новые владельцы
После реорганизации Рустам Тарико перестал быть единственным владельцем Roust: его доля в компании сократилась до 61,4%. Держатели старших обеспеченных облигаций 2018 г. получили новые старшие обеспеченные облигации на $385 млн, $20 млн наличными, а также 13,7% акций реорганизованной компании; владельцы младших бумаг получили 24,9% акций.
За январь – март 2017 г. выручка Roust (бренды«Русский стандарт», Zubrowka, «Зеленая марка» и др.) по МСФО составила $129,5 млн, прибыль до вычета расходов по выплате процентов, налогов и амортизации (EBITDA) – $9,9 млн, прибыль – $130,5 млн. Последняя, как следует из отчетности холдинга, связана с реструктуризацией долгов Roust: по ее итогам холдинг почти вдвое сократил долг перед держателями облигаций – до $395 млн, за что в том числе они стали акционерами Roust (см. врез), взамен Тарико внес в нее активы, включая премиальный водочный бренд «Русский стандарт водка». Кроме того, Тарико и держатели бондов выкупили допэмиссию компании на $55 млн.
Чистая выручка Roust по US GAAP в январе – марте составила $131,5 млн, что на 16,8% год к году больше, EBITDA увеличилась на 8% до $7,9 млн, следует из отчетов компании.
«I квартал 2017 г. стал рекордным по росту продаж [компании] на всех рынках», – процитирован в сообщении Тарико. Так, глобальные продажи холдинга увеличились на 12% до 5,7 млн 9-литровых коробов. Причем в России, которая стала флагманом, – на 41% до 1,1 млн 9-литровых коробов (без учета слабоалкогольных напитков). Для компании российский рынок – номер два после Польши, где ее продажи увеличились на 10,2% до 3,7 млн коробов.
За 2016 г. в России впервые выросли как производство, так и розничные продажи после падения годом ранее – на 16% до 73,2 млн дал и на 0,5% до 81 млн дал соответственно, по данным Росстата. В первом полугодии 2017 г. производство также росло (+24%; данных по продажам нет). Именно в прошлом году государство начало активно бороться с нелегальным оборотом алкоголя: ликвидированы схемы производства водки без уплаты акциза, в опте и рознице внедрена ЕГАИС. Кроме того, с начала 2017 г. изменена схема распределения акцизов между федеральным и региональным бюджетом: теперь поступления в региональный бюджет зависят не только от производства, но и от розничных продаж. Так федеральный центр стимулирует региональные власти в борьбе с теневым оборотом.
Легальные производители еще в прошлом году ощутили на себе результаты этой борьбы. Основной конкурент Roust на российском рынке – «Белуга групп» (бывшая «Синергия») уже по итогам года нарастила продажи на 18% до 11,6 млн дал; в первом полугодии 2017 г. группа еще прибавила 8%, свидетельствует ее отчетность. Рыночная конъюнктура стабилизируется, в основном это связано с успехами государства в борьбе с теневым рынком и отсутствием значительного роста акцизов, объяснила «Белуга групп». У Roust по итогам 2016 г. продажи на российском рынке еще сокращались – на 19,5% до 6,4 млн коробов, сообщала компания: их рост наметился ближе к концу года – на 2% в сентябре – декабре.
Теневые продажи после повсеместного внедрения ЕГАИС и зачистки рынка «стремятся к нулю», согласен председатель правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. По итогам 2017 г. легальное производство водки вырастет еще на 10%, прогнозирует директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз.