У россиян вновь есть деньги на коньяк
Продажи дорогого алкоголя возвращаются к докризиснымПоставки коньяка в Россию за 12 месяцев, завершившихся 31 июля 2017 г., выросли на 73,2%, сообщило французское Национальное межпрофессиональное бюро коньяков (BNIC), не уточнив абсолютных значений. Это связано с «возрожденным интересом» к этому напитку, объяснило бюро. Взрывной спрос в России повлиял даже на общеевропейскую статистику продаж коньяка: продажи выросли на 10,1% до 42,1 млн бутылок. По итогам 2016 г. продажи в регионе падали, сообщает BNIC.
Рост поставок коньяка подтверждают и данные Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА): за первое полугодие импорт вырос на 74% до 4 млн л. Больше всего коньяка завезено в Россию из Грузии и Франции – 2 млн и 1,2 млн л соответственно, по данным ЦИФРРА (российская статистика в категории «коньяк» учитывает также бренди вне зависимости от региона происхождения напитка). В кризис его продажи сильно пострадали: импорт коньяка в Россию сократился в 2015 г. более чем на 60% и еще на 22% – в 2016 г.
Roust за семь месяцев увеличила продажи коньяков Remy Martin в России на 49% к аналогичному периоду прошлого года. Компания связывает это с эффективным продвижением и правильным ценовым позиционированием.
Другие импортеры взрывного роста пока не отмечают. Коньяк, как более дорогой продукт, в кризис пострадал сильнее других крепких напитков, говорит президент Simple Максим Каширин. Поэтому рост его продаж сейчас выглядит более ярким в сравнении с другим алкоголем из-за низкой базы. Пока предпосылок роста спроса, особенно на европейские коньяки, до докризисного уровня нет, согласен гендиректор компании «Легенда Крыма» Михаил Штырлин. Зато неплохо себя чувствуют грузинские производители, которые увеличивают поставки в Россию, замечает он. В прошлом году они даже снижали отпускные цены, чтобы завоевать российский рынок, рассказывали ранее «Ведомостям» дистрибуторы. Пока укреплялся рубль, импортеры пытались завезти побольше продукции по низкой цене и сделать запасы, считает гендиректор ЦИФРРА Вадим Дробиз.
Рост связан прежде всего с активностью грузинских поставщиков, подтверждает человек, близкий к одному из алкогольных ритейлеров. Их напитки можно купить за 500–600 руб. за бутылку, а именно эта ценовая категория – самая востребованная, замечает собеседник «Ведомостей». А, например, коньяк марки Hennessy стоит от 2000–3000 руб.
Основная категория импортных напитков в России – это вино и продажи вина начали восстанавливаться уже в середине прошлого года, напоминает Дробиз. В 2017 г. пришел черед крепкого алкоголя – растут продажи не только коньяка, но и рома, текилы, виски и др., замечает эксперт. Это связано с тем, что, хоть страна все еще в кризисе, средний класс стал позволять себе больше и перестал экономить на дорогом алкоголе. К концу года продажи крепких напитков восстановятся до уровня 2014 г., считает эксперт.