Почти 20% ICO могут быть мошенническими

Подозрительные размещения криптовалют привлекли более $1 млрд, выявило исследование WSJ
<br>Популярность биткойна привела к взрывному росту интереса к криптовалютам и ICO

Популярность биткойна привела к взрывному росту интереса к криптовалютам и ICO
/ Toru Hanai / REUTERS

Сотни стартапов, привлекающих деньги с помощью популярных нынче первичных размещений криптовалют (ICO), вводят инвесторов в заблуждение или вовсе действуют как мошенники. The Wall Street Journal (WSJ) изучила 1450 предложений криптовалют и обнаружила 271 подозрительный случай, когда стартапы использовали в документах плагиат, обещали гарантированную прибыль или выдумывали своих менеджеров, используя фотографии людей из интернета. Инвесторы вложили более $1 млрд в эти подозрительные ICO.

По данным Satis Group, во всем мире с 2017 г. инвесторы вложили в токены проводивших размещение фирм более $9 млрд. Стартапам, чьи ICO изучила WSJ, в целом удалось получить минимум $5 млрд. Некоторые из них до сих пор привлекают средства, тогда как другие, получив их, попросту закрылись. Инвесторы уже заявили об убытках на $273 млн от вложений в эти проекты.

Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) в феврале предупредила, что многие сделки на переживающем бум частном рынке криптовалют могут быть незаконными. С декабря SEC четыре раза предъявила обвинения юридическим и физическим лицам по поводу ICO. Более 10 компаний приостановили планы по размещению криптовалют после того, как агентство задало им вопросы, говорил в феврале его представитель. В среду SEC даже специально запустила сайт с фейковым ICO, чтобы продемонстрировать инвесторам, чего следует избегать.

Использование плагиата

Основой большинства ICO является white paper – документ, в котором компания рассказывает о своей миссии, биографии своих основателей и технических деталях проекта. Как обнаружила WSJ, в 111 из 1450 изученных документов слово в слово повторялись целые разделы из других подобных документов. Причем в них описывались не только маркетинговые планы и вопросы безопасности, но и различные технические характеристики.

Стартап LoopX в прошлом году обещал создать «самую продвинутую» платформу для торговли криптовалютами. При этом в его white paper не было имен основателей или технических деталей, но зато несколько разделов были такими же, как у швейцарского стартапа Utrust. «На нашем пути мы нашли замечательных партнеров и наставников, которые с большой преданностью и радостью работали над постоянно прогрессирующим видением LoopX», – говорилось в одном из них.

В начале февраля LoopX сообщил, что собрал $4,5 млн, а потом исчез из интернета.

У его аккаунта в Twitter только одно сообщение, в котором ссылка на статью про то, что предполагаемый создатель LoopX скрылся с деньгами. Как сказал WSJ гендиректор Utrust Нуну Коррейа, он в курсе, что текст из его проектного документа был скопирован, но с этим вряд ли можно что-то сделать. «Появилось множество копий нашего white paper, – говорит Коррейа. – Копировали мою фотографию, описание, команду и даже наш сайт».

Чтобы удовлетворить растущий спрос желающих провести ICO, фрилансеры предлагают написать white paper всего за $100.

Вымышленные предприниматели

В 121 проекте не было названо ни одного имени сотрудника, а в некоторых случаях оказалось, что даже указанные основатели стартапов не существуют или являются людьми, не подозревающими, что кто-то использует их личность. Например, сооснователем проекта онлайн-платежей Denaro назван Джереми Бокер. В документах перед размещением он отмечал свой успешный опыт обслуживания клиентов в консалтинге и хвалил команду своего стартапа. Но на самом деле изображение Бокера было взято из базы фотографий, и нет никаких доказательств его существования, как и остальных членов его команды. WSJ удалось найти только двух фрилансеров, которые утверждают, что неизвестные платили им за редактирование документов. По мнению одного из фрилансеров, судя по платежным данным и тому, что документы были написаны не носителями английского языка, стартапом управляли жители Литвы. Как следует из заявления Denaro, в ходе мартовского ICO он привлек $8,3 млн.

Связаться с Denaro не удалось, а выдаваемым за Бокера человеком на фотографии оказался банкир из Польши Жениш Мирани. По его словам, «он был по-настоящему шокирован».

Минимум у пяти стартапов размещенные в white paper или на сайтах изображения руководителей были взяты из баз фотографий в интернете или с других сайтов, обнаружила WSJ. Самый яркий пример – стартап Premium Trade. Изображения его пяти руководителей используются примерно на 500 других сайтах. Сооснователем Premium Trade якобы является Эндрю Равицки, но на сайте с онлайн-курсом по кардиологии этот же самый человек указан как доктор Джон Уотсан. Стартап Premium Trade не ответил на запросы о комментарии, а связаться с Равицки и Уотсаном, если они действительно существуют, не удалось.

Золотые горы

WSJ обнаружила более 20 компаний, обещавших инвесторам прибыль без каких-либо рисков, хотя SEC запрещает это. Некоторые даже писали в проектном документе, что будут делать выплаты еженедельно. SEC уже предприняла меры против ряда таких фирм. Например, в декабре она получила разрешение суда на замораживание активов PlexCorps, которая привлекла $15 млн, обещая 1354% прибыли менее чем за месяц. PlexCorps не ответила на электронные письма с запросом о комментарии. На ее странице в Facebook кто-то написал 23 апреля, что «проект PlexCorps жив, но временно прекратил работу из-за некоторых решений суда, мешающих в данный момент продолжить разработку».

Что делают инвесторы

В отличие от первичного размещения акций (IPO), ICO обычно проводятся вне строгих регулирующих норм, и порой стартапы не обязаны даже подавать официальные документы. Регуляторы уделяют все больше внимания этой проблеме, но инвесторам приходится самим пытаться отличить правду от вымысла.

Скопированные фразы в white paper, отсутствие имен сотрудников и обещания высоких доходов должны быть «тревожными знаками для инвесторов», говорит Брэдли Беннетт, партнер юридической фирмы Baker Botts и бывший сотрудник Управления по регулированию финансовой отрасли США (FINRA). По его словам, некоторые организаторы ICO действуют законно, но «многие случаи похожи на мошенничество с грошовыми акциями, только еще более доступное».

Инвесторы подали в суд минимум на четырех организаторов ICO. Они хотят, чтобы разбирательства шли в форме коллективных исков. Например, в суд Калифорнии поступил иск против стартапа Paragon Coin, основанного российским интернет-предпринимателем Егором Лавровым и его женой Джессикой Верстиг. Paragon привлек более $70 млн, обещая создать блокчейн для рынка медицинской марихуаны. На сайте компании сказано, что в июле она планирует открыть в Лос-Анджелесе коворкинговое пространство и принимать все платежи исключительно в криптовалюте. Но подавшие иск инвесторы называют стартап «чрезмерно амбициозным, неопределенным и непрактичным» предприятием, цель которого – привлекать финансирование для покупки недвижимости.

«Paragon придерживается высоких стандартов перед держателями наших токенов и продолжит им следовать», – заявила Верстиг, которая является гендиректором Paragon и обладательницей титула «Мисс Айова – 2014». Связаться с Лавровым не удалось.

Перевел Алексей Невельский