В США подан первый коллективный иск против организаторов ICO

Решение суда может определить нормы регулирования и размещения криптовалют
Скандалы вокруг швейцарского стартапа Tezos могут помочь сформировать правовую систему для проведения ICO
Скандалы вокруг швейцарского стартапа Tezos могут помочь сформировать правовую систему для проведения ICO / Dado Ruvic / lllustratio / REUTERS

В суд штата Калифорния подан иск от имени Эндрю Бейкера, инвестировавшего летом в токены, которые в ходе ICO предлагал швейцарский стартап Tezos. Разрабатывающий блокчейн-платформу для цифровых контрактов Tezos привлек $232 млн. Это одно из крупнейших ICO (первичных размещений криптовалют) в истории молодой отрасли. Правда, по сегодняшнему курсу привлеченная сумма должна оцениваться гораздо выше. Так, Бейкер заплатил 1 биткойн за 5000 токенов (Tezos назвал их Tezzie); тогда курс биткойна составлял $2800, а сегодня, по данным Coinmarketcap.com, – $7417.

Иск подала калифорнийская фирма Taylor-Copeland Law, основанная Джеймсом Тейлором-Коуплендом, сообщается на ее сайте. Ранее Тейлор-Коупленд работал в одной из ведущих международных юридических фирм Clifford Chance, часто представлял интересы физлиц и компаний в судах в США.

Претензии к Tezos возникли не только у Бейкера, за громким ICO последовал и громкий конфликт между сооснователями стартапа Артуром и Кэтлин Брайтман и президентом швейцарской организации Tezos Foundation (контролирует существенную долю Tezos) Йоханом Геверсом. Брайтманы обвинили Геверса в конфликте интересов, самопродвижении и лжи. В октябре американская юридическая фирма Block & Leviton сообщила, что начала расследование ситуации в Tezos, которое ведет в интересах его инвесторов.

В иске, присоединиться к которому Бейкер и Тейлор-Коупленд приглашают других пострадавших, организаторы ICO обвиняются в задержке с выдачей токенов. Но гораздо важнее то, что в нем поднимаются вопросы относительно юридического статуса ICO в США и того, являются ли размещаемые токены ценными бумагами, отмечает интернет-ресурс Artificial Lawyer, посвященный технологиям в юриспруденции и законодательству в области технологий. В иске предъявлены следующие обвинения, перечисляет Crowdfund Insider, информационный ресурс о финансовых технологиях: в нарушении закона о ценных бумагах путем продажи незарегистрированных бумаг; в мошенничестве при предложении и продаже ценных бумаг; в ложной рекламе; в нечестной конкуренции; в нарушении обязанности фирмы тщательно контролировать свои филиалы. Обвинения предъявлены, в частности, обоим Брайтманам, Геверсу, Tezos Foundation, pr-фирме Strange Brew Strategies.

Результаты судебного процесса могут радикально повлиять на формирование законодательной и регуляторной среды в области ICO, отмечает Artificial Lawyer: «Теоретически это может стать исторически важным судом, который на годы вперед сформирует отношение к блокчейну и ICO на крупнейшем юридическом рынке мира. Он также может заставить комиссию по ценным бумагам и биржам [SEC] сформулировать более полноценную позицию по вопросу ICO, чем до сих пор».

Пока что SEC только предупредила в июле инвесторов о рисках ICO и заявила: в некоторых случаях токены могут быть признаны ценными бумагами и, соответственно, их выпуск должен сопровождаться определенными процедурами – регистрацией, допуском только квалифицированных инвесторов. Также комиссия недавно предупредила знаменитостей об ответственности при рекламировании ICO и рекомендовала им воздерживаться от подобных заявлений. Сокрытие информации о том, что призывы покупать размещаемые акции или токены – это реклама, за которую автор сообщений получил деньги, нарушает законодательство о ценных бумагах, напомнила SEC. Потенциальным инвесторам она посоветовала самостоятельно изучать потенциальную сделку перед принятием решения.

Правовая среда для ICO еще нигде не сформирована и властям при разработке регулирования в идеале нужно одновременно применять и реактивный, и проактивный подход, отмечает Максим Кандыба, партнер PwC. То есть пытаться не только решать проявившиеся проблемы, риски и угрозы (от борьбы с отмыванием денег до защиты прав инвесторов при ICO), но и разглядеть потенциал технологии и создать режим, который бы способствовал развитию связанных с ней позитивных направлений. «Но есть большой риск, что регулятору будет просто не до проактивного подхода, так как придется направлять усилия на латание дыр насущных проблем – речь, конечно же, о ситуации вокруг ICO», – добавляет Кандыба.

Пока регуляторный режим не создан, участники отрасли должны сами стараться сформировать стандарты «здорового» ICO, полагает он: «Это может быть целый ряд правил – от прекращения продажи токенов с дисконтом для ранних инвесторов (как и отказ от иных практик, стимулирующих искусственный спрос на токены) до закрепления гарантий прав инвесторов и принципов корпоративного управления (для недопущения ситуаций, аналогичных Tezos)». В частности, добавляет Кандыба, многие стартапы сегодня пытаются получить средства в одном раунде, что, с одной стороны, стимулирует их привлекать по максимуму (и больше, чем стартап способен переварить), а с другой – демотивирует продолжать и завершать разработку продукта, под который они привлекают средства. Кандыба считает, что было бы правильно переходить к модели, сложившейся в венчурном инвестировании, когда стартапы привлекают средства в несколько этапов, причем на каждом, чтобы заинтересовать инвесторов, демонстрируют достижения в разработке продукта.

«Новые указания SEC требуются как можно скорее, но это легче сказать, чем сделать, поскольку эта область и сложна, и быстро развивается», – пишет на Crowdfund Insider юрист и специалист по законам о ценных бумагах Сэм Гузик. Пока идут споры, можно ли считать токен ценной бумагой, «коллективный иск быстро попытался заполнить вакуум», отмечает он, но не ждет, что решение суда будет благоприятным для отрасли. «По моему опыту, большинство судей в штатах слабо разбираются в законах о ценных бумагах. Добавьте к этому вызывающего симпатию истца (потерявшего деньги инвестора), и, полагаю, итоговое решение может не удовлетворить ни многих из нас, практикующих юристов по ценным бумагам, ни участников экосистемы ICO», – считает Гузик.

Что такое ICO и как оно работает