Инвесторов и обывателей охватила золотая криптолихорадка
Выпускаемые компаниями на ICO токены дорожают в десятки раз, но и риски очень высокиПервичное размещение криптовалют (ICO – initial coin offering) стало новейшей манией на финансовых рынках. По данным CoinDesk, с помощью ICO в этом году уже привлечено примерно $1,5 млрд – в 2016 г. было всего $256 млн. В тех случаях, когда стоимость размещенных в этом году токенов, или цифровых монет, выросла, они показали рост в среднем в 28 раз, согласно Smith & Crown.
Внимание к ICO привлекают уже не только специалисты и венчурные инвесторы, но и знаменитости. Боксер Флойд Мейвезер (в 2016 г. занял 7-е место в рейтинге Forbes самых высокооплачиваемых спортсменов в истории с $765 млн) рекламировал ICO двух компаний.
ICO сравнивают с первичными публичными размещениями, хотя они больше напоминают краудфандинг. Инвесторы приобретают не доли в компании, а токены, которые затем можно будет обменять на ее продукты и услуги.
Правда, у части компаний, проводящих ICO, продукты находятся в разработке. По данным Smith & Crown, в 2017 г. проведено более 100 ICO, в 10% случаев стоимость токенов снизилась, а в 30% торговля ими не велась. Неудачные сделки позволили привлечь около $300 млн, но эти токены подешевели в среднем на 40% после размещения.
Провальными оказались даже некоторые громкие ICO. Например, разработчик биржи для криптовалют Bancor привлек $143 млн, но к концу августа его токены подешевели на 12%. Гендиректор Bancor Гай Бенарци говорит, что проект пострадал из-за критики и что его не волнует стоимость токенов в краткосрочной перспективе.
Эстонский криптовалютный интернет-банк Polybius привлек около $32 млн, но его монеты затем подешевели на 24%. Виталий Павлов из Polybius считает возможной причиной этого ограниченную ликвидность.
Китай запретил ICO
Власти Китая в понедельник объявили ICO незаконными и призвали немедленно прекратить привлечение финансирования с их помощью. Так они хотят ограничить риски в нерегулируемых сегментах финансовой системы. Народный банк Китая обязал все компании вернуть криптоденьги инвесторам, но не объяснил, как это сделать. В июле – августе китайские компании, по данным Shanghai Securities News, привлекли около $766 млн в ходе ICO. Из-за действий Пекина биткоин, по данным Coinmarketcap, за сутки подешевел на 5,4%, эфириум – на 14,5%, другие криптовалюты – на 10–30%.
Многие покупатели токенов, однако, хорошо заработали на других сделках, поэтому ищут новые возможности, и потенциальные убытки их не отпугивают. Например, предприниматель из Чикаго Майк Барди начал инвестировать в криптовалюты летом 2016 г., как раз перед началом стремительного роста стоимости биткоина и эфириума, и превратил свои $80 000 в пару миллионов долларов. Затем Барди вложил $1 млн в дешевеющие токены Bancor; он утверждает, что верит в продукт компании.
ICO привлекли внимание и инвестиции благодаря идее, что любые технологические системы можно будет сделать более дешевыми, гибкими и безопасными с помощью технологии блокчейн. Однако ICO связаны с серьезными рисками. Многие компании, продавшие токены, до сих пор не создали конкретные продукты; у них есть лишь концепции, которые они только собираются разрабатывать.
Поэтому токены более 30 компаний не торговались после ICO. Торговля токенами ведется обычно на нерегулируемых платформах, и, как правило, их можно купить только на криптовалюты.
Статус ICO до сих пор вызывает вопросы. Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) недавно предупредила, что может приравнять некоторые токены к ценным бумагам. «По большей части вы покупаете уйму неопределенности», – утверждает партнер Virtual Capital Venture Уильям Мугайар. Его компания приняла участие в нескольких ICO, он полагает, что многие окажутся убыточными.
Нынешняя ситуация напоминает бум доткомов – тем, что некоторые компании могут пытаться повысить стоимость с помощью лингвистических уловок. Если в конце 1990-х гг. они завлекали инвесторов, добавляя к названию .com, то теперь в этих же целях используются слова blockchain и cryptocurrency («блокчейн» и «криптовалюта»). SEC предупредила: хотя некоторые ICO могут быть честным и законным способом привлечения инвестиций, могут быть ситуации, когда компания объявляет ICO, чтобы повлиять на стоимость обыкновенных акций. SEC даже недавно приостановила торговлю акциями нескольких таких компаний.
Еще один риск – в том, что зачастую сильнее всего дорожают токены при небольших ICO. Например, разработчик музыкальной платформы Voise в июне привлек лишь $651 000, но его токены подорожали в 453 раза. Кроме того, велика волатильность. Например, монеты компании Etheroll выросли с $0,06 до $165, по данным Coinmarketcap.com, а затем подешевели до $4,15.
Рано еще
ЦБ считает преждевременным допуск криптовалют к организованным торгам в России: высоки риски их обращения и использования. В основном операции с ними совершаются вне правового регулирования России, и ЦБ их не обеспечивает.
Но такие случаи не могут поколебать веру настоящих энтузиастов. Джейк Вартанян основал консалтинговую фирму, помогающую компаниям проводить ICO, и принимает плату за свои услуги в токенах. По его словам, он до сих пор хранит около 85% полученных монет и ждет неизбежного прихода традиционных инвесторов. «Мы в самом деле изобретаем фондовый рынок заново», – говорит он.
Рынок ICO похож на огонь, который поддерживает сам себя, говорит Мугайар: немногие токены можно оценить по реальным показателям, в какой-то момент цены рухнут: «Возможно, они переоценены в 10 раз, но кого это волнует?»
Перевел Алексей Невельский