Основатель Ethereum указал на минусы ICO
В 2017 году инвесторы в ходе первичного размещения криптовалют вложили уже $1,5 млрдВчера создатель Ethereum Виталик Бутерин усомнился в ценности многих проводимых сейчас ICO (Initial Coin Offering, первичное размещение криптовалют). Это особый вида сбора денег компанией с использованием криптовалют, который одновременно напоминает IPO (первичное размещение на бирже) и систему краудфандинга. В обмен на биткоины или Ethereum вкладчики получают от компании токены – другую криптовалюту, которую в будущем можно будет обменивать на ее продукты.
Но токены многих проектов не несут реальной ценности и их цель – привлечь больше денег, объяснил Бутерин. В какой-то момент рынок это поймет и провести новое ICO будет сложнее, уверен Бутерин. Другой недостаток ICO в том, что такой сбор криптовалют сконцентрирован на команде, в том, что ей сразу дают деньги, считает программист. Вместо этого Бутерин предложил ввести конкуренцию между командами, кто лучше бы реализовал идею, причем деньги они бы получали не сразу.
Мало кто продумывает, как токены помогут сделать компанию прибыльной, соглашается член наблюдательного совета Ethereum Владислав Мартынов. Он признает, что есть проблема с людьми, которые воспринимают токены как средство быстрого обогащения и даже не планируют развивать продукт и компанию. Еще есть предприниматели, которые хотят развивать компанию при помощи ICO, но не знают, как это сделать эффективно. Хотя токены многих компаний лишены смысла, все равно находятся инвесторы, которые на волне ажиотажа вокруг ICO дают им деньги, и движет ими желание быстрой выгоды.
Чтобы привлечь инвестиции в криптовалюте, помимо команды и выпуска токенов обычно нужны прототип, клиентская база, возражает основатель стартапа BankEx.co (продал токенов на $1,5 млн) Игорь Хмель. Он сравнивает ситуацию с венчурным инвестированием на ранних стадиях: одно из 10 ICO превысит ожидания инвесторов, три останутся на том же уровне, что были до ICO, а остальные исчезнут.
У ICO пока нет такой четкой законодательной базы, как у IPO, утверждает замдиректора аналитического департамента «Альпари» Анна Кокорева. Если владелец компании на IPO присвоит себе деньги инвесторов, которые купили акции, а не вложит их в развитие компании или выплату долга, он сядет в тюрьму за мошенничество, говорит Кокорева. Если это произойдет в результате ICO, доказать вину мошенников будет сложно. Хотя в США и Сингапуре ICO регулируют так же строго, как и IPO, далеко не все страны приравняли размещение токенов к размещению ценных бумаг, отмечает Кокорева. Российский закон сейчас не защищает людей, которые вкладывают деньги в ICO, и они могут потерять свои средства, говорит руководитель рабочей группы по оценкам рисков оборота криптовалюты при Государственной думе Элина Сидоренко.