Бразилия – пока лучшее место для инвестиций в 2016 году

Надежды на экономические реформы перевесили рецессию, коррупцию, вирус Зика и проблемы в организации Олимпиады
Музей будущего в Бразилии
Музей будущего в Бразилии / Ricardo Moraes / Reuters

В Бразилии сейчас полно проблем: экономика переживает рецессию, высокопоставленные лица втянуты в коррупционный скандал вокруг Petrobras, президент отлучена от должности, продолжается эпидемия вируса Зика. Приехавшие на Олимпиаду в Рио-де-Жанейро спортсмены и болельщики столкнулись с многочисленными бытовыми и логистическими проблемами, многие местные жители критикуют правительство за расходы на Игры.

И при этом Бразилия – лучшее место для инвестиций в 2016 г.

Фондовый индекс MSCI Brazil с начала года вырос на 60%, что стало лучшим результатом среди 165 страновых индексов, составляемых MSCI. Гособлигации Бразилии, входящие в индекс JPMorgan Emerging Markets Bond Global Diversified, выросли на 24%, показав третий результат среди 66 стран, а бразильские корпоративные облигации подорожали на 22%. Курс реала, падавший по отношению к доллару в последние годы, укрепился на 24% в 2016 г.

Бразилия выделяется даже на фоне развивающихся рынков, которые показывают отличный рост в 2016 г. Многие аналитики предсказывали, что их падение, длившееся не один год, может продолжиться в этом году. Но этого не произошло, так как низкие и отрицательные процентные ставки в развитых странах заставили многих инвесторов обратить внимание на развивающиеся в поисках хоть какой-либо доходности. Приток инвестиций в облигации на развивающихся рынках достиг в июле рекордных $14,1 млрд, по данным EPFR Global.

Но такой рост сам по себе заставляет многих инвесторов беспокоиться, потому что во многих случаях он не сопровождается политическими реформами или восстановлением экономики, что является необходимым условием для долгосрочных инвестиций в развивающиеся страны. Поэтому некоторые инвесторы опасаются, что за ростом может последовать резкое падение в случае рыночного шока или устойчивого повышения процентных ставок. Последнее может ограничить доступ этих стран и их компаний к дешевым займам на мировых рынках облигаций.

В Бразилии экономические и политические риски как раз высоки. Но, по мнению некоторых инвесторов, экономика страны оттолкнулась ото дна и начинает восстанавливаться. Опубликованные на этой неделе данные показали, что промышленное производство растет самыми быстрыми темпами за последние три года. Также профицит торгового баланса за период с начала года оказался максимальным с начала наблюдений в 1992 г. «Ситуация в Бразилии начала меняться. Ее экономика уже достигла дна», – говорит старший портфельный управляющий Invesco Шон Ньюман, который в начале года стал увеличивать позиции по бразильским облигациям.

Скептики считают, что рост рынков в Бразилии вызван скорее надеждой инвесторов, чем реальными признаками устойчивого улучшения в экономике. Ожидается, что ВВП сократится второй год подряд и в то же время инфляция остается выше 8%, а число проблемных банковских кредитов увеличивается.

Надежды инвесторов связаны с продолжающейся процедурой импичмента президента Дилмы Руссефф. Они делают ставку на то, что Мишел Темер, исполняющий обязанности президента до выборов в 2018 г., будет проводить дружелюбную по отношению к бизнесу политику, способствующую экономическому росту. Например, Темер предложил внести в конституцию поправку об ограничении государственных расходов на 20 лет, чтобы контролировать уровень госдолга. Эти инвесторы надеются, что Темер последует примеру нового президента Аргентины Маурисио Макри, который уладил давний спор с держателями дефолтных гособлигаций и устранил барьеры для выхода иностранных инвесторов на фондовый рынок страны. Однако у Темера низкие рейтинги и он замешан в коррупционном скандале вокруг Petrobras. Руссефф обвинила его в попытке организовать госпереворот, но Темер эти обвинения отрицает.

На фоне решения Великобритании о выходе из ЕС и критики торговых соглашений американскими политиками некоторым инвесторам кажется, что в развивающихся странах легче найти дружественных рынкам лидеров. «Многие развитые страны движутся к популизму, тогда как Латинская Америка – к центризму», – говорит Каллен Томпсон, сооснователь и директор по инвестициям Bienville Capital, бóльшая часть вложений которой – в бразильских и аргентинских активах.

Джо Гублер, портфельный управляющий Causeway Emerging Markets Fund, считает, что ралли в Бразилии вряд ли продолжится. У него были небольшие вложения на бразильском фондовом рынке во время его роста. «Макроэкономическая картина нехороша. Это ралли связано с надеждой на будущие реформы», – утверждает Гублер.

Бразильские компании – одни из самых больших должников на развивающихся рынках. Их способность рефинансировать долг тесно связана с волатильными ценами на нефть и другое сырье, отмечают аналитики. Но поскольку вес Бразилии в индексе MSCI Emerging Markets составляет 7,5%, недооценивающим ее инвесторам может оказаться трудно не отставать от конкурентов. Кроме того, базовая процентная ставка в Бразилии (14,25%) – одна из самых высоких на развивающихся рынках, что привлекает ищущих высокую доходность инвесторов. «Все относились к Бразилии негативно. Это можно было видеть по новостям и на улицах. Но время для инвестиций оказалось правильное», – говорит Верена Вахнитц, портфельный управляющий фонда латиноамериканских акций T. Rowe Price.

Перевел Алексей Невельский