Бразилия хочет заморозить рост бюджетных расходов на 20 лет

Это поможет навести порядок в государственных финансах и остановить рост долга
Eraldo Peres
Eraldo Peres / AP

Бразильские политики, которые стали руководить страной в результате импичмента президента Дилмы Руссеф, хотят внести конституционные ограничения на рост государственных расходов. Руссеф была отстранена от власти из-за подозрений в манипулировании бюджетными средствами и сокрытии размеров бюджетного дефицита.

Внесение в конституцию поправки о замораживании роста реальных бюджетных расходов на срок до 20 лет позволит сократить неопределенность в сфере государственных финансов, которая стала причиной самой тяжелой рецессии в истории страны, сказал в интервью Financial Times новый министр финансов Энрике Мейреллеш. «При такого рода жесткой бюджетной политике все смогут прогнозировать показатели, – пояснил он. – Это приведет к существенному снижению неопределенности».

Предложение о замораживании роста реальных госрасходов на 20 лет минфин представил на прошлой неделе. В случае одобрения парламентом поправка вступит в силу в 2017 г. Но это ограничение должно быть пересмотрено через десять лет, уточняет Bloomberg со ссылкой на пресс-релиз минфина.

Ограничение роста бюджетных расходов – отправная точка для целого ряда реформ, от бюджетной политики и пенсионной системы до функционирования государственной нефтяной компании Petrobras. Пакет этих мер сейчас пытается провести исполняющий обязанности президента Мишель Темер, делающий ставку на стабилизацию экономики и снижение остроты проблемы нарастающего госдолга. Темер стал руководить страной в мае, когда сенат вслед за нижней палатой парламента проголосовал за начало процесса импичмента Руссефф. Ее обвинили в нарушении закона о федеральном бюджете и использовании кредитов от госбанков, чтобы накануне президентских выборов в 2014 г. замаскировать сильно выросший бюджетный дефицит. В том году такие кредиты составили 5,1% бюджетных доходов; Руссефф выборы выиграла, отрицая сложности в экономике.

Госдолг Бразилии составлял чуть более 52% ВВП в середине 2014 г., но вырос до 67,5% ВВП в апреле 2016 г. Правительство Руссефф наращивало долг, при этом предоставляя специальные налоговые льготы и активно вмешиваясь в экономику. В результате ВВП в 2015 г. сократился на 3,8% и, по прогнозам экспертов, может показать аналогичный спад в 2016 г.

Еще до отставки Руссефф Темер пообещал в случае занятия кресла президента стимулировать частные инвестиции, снизить госрасходы, реформировать непомерно раздутую пенсионную систему, чтобы сократить бюджетный дефицит, достигающий 10%, и начать открывать нефтяную отрасль для частных инвесторов.

Мейреллеш надеется, что проект бюджета будет принят парламентом до конца года. Как он сказал FT, он встретил лишь небольшие возражения, когда представлял законопроект лидерам фракций, представляющих 340 депутатов (всего их 513).

Мейреллеш работал председателем Центробанка Бразилии во время предыдущего экономического кризиса в 2003 г., когда инвесторы массово покидали Бразилию из-за прихода к власти представителя левых Луиса Инасиу Лулы да Силва (впоследствии он стал проводить рыночную политику, что вкупе с ростом цен на сырье обеспечило быстрые темпы экономического роста). Нынешний кризис отличается от прошлого, уточнил Мейреллеш в разговоре с FT. В тот раз проблемы страны были связаны с кризисом платежного баланса, а не бюджетом. Сейчас же валютные резервы страны составляют $370 млрд, а вот сбалансировать бюджет крайне сложно.

Рецессия спровоцирована не внешними факторами, а внутренними, считает Мейреллеш. Руссефф же неоднократно заявляла, что кризис вызван глобальным финансовыми проблемами. Мейреллеш считает, что правительству нужно иметь дело с фактами и давать точную оценку ситуации. «Бразильцы привыкли в течение [последних] лет слушать оптимистичные цифры», – сказал FT.

Придя к власти в середине мая, новое правительство обнаружило, что большое количество долгов правительства, в том числе международным организациям и поставщикам услуг, оказалось просрочено. Из-за этого ему пришлось существенно увеличить прогноз первичного дефицита бюджета, установив цель в 2,75% ВВП (у Руссефф цель на этот год была на 70% меньше).