Олимпийский туризм не оправдывает надежд Рио-де-Жанейро
За несколько дней до начала Олимпиады спрос на авиабилеты и гостиничные номера разочаровываетБилеты на Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро пока продаются не так быстро, как на последние Олимпиады. Кроме того, спрос на авиабилеты и номера в гостиницах тоже невысок на фоне рецессии в Бразилии, эпидемии вируса Зика и опасений по поводу безопасности за несколько дней до церемонии открытия Игр 5 августа.
К 1 августа было продано только около 79% из 6,1 млн билетов на Олимпиаду, по данным организаторов. Это намного меньше окончательных цифр для последних двух летних Олимпиад в Лондоне и Пекине, на которых продажи превысили 95%. Тем не менее в процентном отношении Рио уже опередил предыдущие летние игры в Афинах, Атланте, Барселоне и Сеуле, которым не удалось преодолеть рубеж в 80%, согласно порталу Statista. «Думаю, это приемлемый результат», - говорит Дэвид Валлечински, президент Международного общества историков Олимпиад (ISOH).
Впечатляющие продажи билетов в Лондоне и Пекине Валлечински связывает с уникальными факторами, включая огромное население Китая, благосостояние Англии, а также ее близость к континентальной Европе и любовь ко всем видам спорта. На большинстве Олимпиад около 75% билетов приобретают местные жители. В случае Бразилии, наоборот, иностранцам долго и дорого добираться до страны, а бразильцы в основном любят только футбол.
Организаторы Игр рассчитывают, что в последний момент продажи билетов ускорятся благодаря спросу со стороны местного населения и некоторых иностранцев. Пока выручка от их продаж достигла $304 млн, или 95% от плана. Но некоторые эксперты сомневаются, что Рио сможет значительно улучшить результат. Для сравнения: организаторы лондонских Игр выручили от продажи билетов 659 млн фунтов ($880 млн), превзойдя план на 32%, согласно обнародованным после Олипиады документам. «Все приезжающие из-за границы уже решили, идти [на Игры] или нет, - утверждает директор консалтинговой фирмы Maquina do Esporte Эрих Бетинг. - С этой точки зрения Рио будет трудно опередить Лондон».
Бронирование гостиниц и авиабилетов пока тоже не соответствует ожиданиям. Latam Tavel, один из крупнейших туроператоров Бразилии и спонсор Рио-2016, недавно отчитался, что бронирование гостиниц на 30% ниже первоначальных прогнозов. В прошлый четверг компания предложила бразильцам скидку 50% на 12 000 ночей в номерах. Как отмечает руководитель бразильского подразделения Latam Travel Марселу Дезем, на спросе отразилась глубокая рецессия в стране. Безработица в Бразилии сейчас превышает 11%, и ожидается, что ВВП сократится более чем на 3% в этом году. Кроме того, людей отпугивают сообщения мировых СМИ о терроризме и вирусе Зика. Эти плохие новости «влияют на тех, кто еще не определился», говорит Дезем.
На прошлой неделе Бразильская гостиничная ассоциация (ABIH) сообщила, что в Рио забронировано почти 93% номеров. В популярной южной части города, где расположены знаменитые пляжи, осталось очень мало мест. Также спрос высок и на номера люксовых отелей в западном районе Барра-да-Тижука, где находятся Олимпийская деревня и несколько спортивных сооружений. Однако недвижимость в менее популярных районах пока не обеспечила тот спрос, на который многие надеялись.
Международный олимпийский комитет (МОК), ссылаясь на отсутствие спроса, недавно отменил бронь на все номера в совершенно новой гостинице в Рио, с которой сотрудничает компания Hotel Invest Таис Перфейту. Хотя ранее МОК почти целиком забронировал эту гостиницу, название которой Перфейту отказалась называть, на все время Олимпиады для своих членов и гостей.
Представитель МОК заявила, что организация «тесно сотрудничает со всеми своими партнерами по предоставлению жилья и выполняет контрактные обязательства перед ними».
Бум на строительство отелей в Рио усилил давление на их операров, говорит Перфейту. Предложение номеров удвоилось до 56 000 с 2009 г., когда Рио был выбран хозяином Олимпиады, и большая часть новых номеров появилась на рынке только в последние полтора года. «В Рио открылось сюрреалистичное число отелей. Кроме того, отнюдь не помогает конкуренция с Airbnb», - отмечает Перфейту.
В то же время Airbnb сообщил, что бронирование недвижимости через его сервис превысило прогнозы. К 1 августа свою бронь подтвердили 66 000 туристов, говорит Леонарду Тристан, руководитель Airbnb в Бразилии. По его словам, количество предложений о сдаче комнат, апартаментов или домов в Рио за последний год удвоилось до более чем 38 000. Компания отказалась раскрывать процент предложений, не забронированных на время Олимпиады, но спрос «продолжает расти», утверждает Тристан.
Ситуация с авиабилетами тоже неоднозначная. Обычно крупные спортивные соревнования негативно сказываются на прибыли авиакомпаний, потому что отпугивают привлекательных бизнес-клиентов. Но, как отметил президент American Airlines Скотт Кирби, число таких клиентов в Бразилии и так сильно сократилось из-за рецессии, поэтому он ждет, что посещающие Олимпиаду туристы улучшат ситуацию.
Но совершающие рейсы в Рио бразильские авиалинии не замечают положительного влияния Олимпиады на прибыль, на которую они рассчитывали, отмечает Роналду Дженкинс, директор по операциям и безопасности Бразильской ассоциации авиакомпаний (ABEAR). Как признается Дженкинс, он скептически относится к недавним оптимистичным заявлениям ответственных за туризм чиновников из Рио, которые говорят об аншлаге на Играх. «Не знаю, как эти люди добираются [до Рио], - говорит Дженкинс. - На наших собраниях обсуждается, что спрос на авиабилеты оказался ниже ожидаемого».
Перевел Алексей Невельский