ЦБ представил первую стратегию развития финансовых рынков

Cтратегия на 2016–2018 гг. не содержит цифровых ориентиров, но задает вектор развития
Cтратегия задает вектор развития
Cтратегия задает вектор развития / Yay / ТАСС

Опубликованные в среду «Основные направления развития финансового рынка России на 2016–2018 гг.» – первый подобный документ для Центробанка, который в 2013 г. стал мегарегулятором.

Тогда он попросил у участников рынка совета, над какими направлениями стоит работать. Сейчас они отмечают, что в документе не хватает конкретики. ЦБ делает упор на повышении финансовой грамотности населения, развитии рынка ценных бумаг и снижении числа недобросовестных участников. «Это больше похоже на концепцию развития. Хорошим дополнением стало бы приложение с конкретными задачами, списком мер, которые позволят их решить, сроками и цифровыми ключевыми показателями», – говорит один из них.

ЦБ изменил мнение и отказался от «количественных ориентиров», следует из документа. «Это вектор развития», – объяснил первый зампред ЦБ Сергей Швецов.

Одно на всех

Главное – ЦБ намерен совершенствовать регулирование рынка. Он может ввести стресс-тесты для всех его участников (сейчас – только для банков), а надзор будет селективным: ЦБ поделит участников рынка на три группы - системно значимые, небольшие и «прочие». Кроме того, регулятор готов подписывать соглашения с собственниками и руководством финансовых организаций, чтобы смягчить ответственность для них.

«Сейчас в рамках ускоренного очищения рынка ЦБ вынужден идти на массовый отзыв лицензий у банков, страховщиков, участников фондового рынка. Но это худший вариант... приводит к потере клиентов, трудового коллектива, исчезает акционерная стоимость компании, страдают кредиторы», – говорит Швецов. Этот период должен закончиться достаточно быстро, задача ЦБ – перенести акцент с отзыва лицензий на излечение болезней на ранней стадии, полагает Швецов.

«Раньше в подобных документах много говорилось об ускоренном росте сегментов рынка, про регулятивные изменения», – вспоминает управляющий партнер Национального агентства финансовых исследований Павел Самиев. В этом же документе речь не идет о бурном росте, зато виден системный взгляд на рынок: стратегия не делит его на секторы, а воспринимается как комплекс финансовых услуг.

Есть и конкретика

В некоторых вопросах ЦБ все же проявил больше точности. Например, регулятор планирует ввести «прямые количественные требования», которые позволят инвестировать больше пенсионных накоплений и страховых резервов в акции и облигации. Для это регулятор планирует осуществить несколько задач, и одна из них - реформа корпоративного управления: передать функцию формирования исполнительных органов управления от акционеров совету директоров публичного общества и закрепить персональную ответственность членов органов управления.

Чтобы привлечь на рынок новых эмитентов, ЦБ хочет стимулировать «лучших заемщиков (представителей крупного бизнеса) к переходу на облигационный рынок». По мнению ЦБ, это даст возможность освободить капитал кредитных организаций, что позволит им увеличить кредитование непубличных заемщиков, в том числе предприятий малого и среднего бизнеса. Среди инструментов, на которых ЦБ сосредоточит свое внимание для развития рынка бондов, указаны, в частности, облигации с плавающей процентной ставкой, структурные ноты, секьюритизация портфелей различных активов. Кроме того, планируется работа по снижению эмитентами числа дефолтов по ценным бумагам «через институт коллективного управления и контроля», но как именно, ЦБ не объясняет.

ЦБ также планирует изменить требования к раскрытию информации эмитентами. «С учетом того, что объем раскрываемой информации оценивается эмитентами и инвесторами с одной стороны как избыточный, а с другой - как не охватывающий все существенные аспекты деятельности компании, влияющие на принятие инвестиционных решений, требуется внесение изменений в законодательство в части установления правил, регулирующих раскрытие информации на рынке ценных бумаг. Таким образом, предполагается переход от раскрытия информации на основе формальных критериев к раскрытию, основанному на принципе существенности», – говорится в документе. Начать, по мнению ЦБ, нужно с госкомпаний.

Для снижения волатильности биржевых торгов ЦБ намерен дать прямой доступ отдельным категориям участников рынка, которые сейчас такого доступа не имеют, говорится в документе. «Например, иностранные брокеры получат прямой доступ на товарный биржевой рынок, минуя российских брокеров», - привел пример Швецов. В случае рыночных шоков ЦБ может начать покупку ОФЗ на открытом рынке.

Также ЦБ намерен дестимулировать валютное кредитование в кредитных и некредитных организациях. «Это задача финансового сектора, который должен своими действиями продавать именно то финансирование, которое наиболее подходит риск-профилю клиента, а не должен пытаться выполнить планку по кредитованию. Потому что если финансовый сектор не готов управлять риском, то заемщик точно не готов управлять риском», – объяснил Швецов.

«ЦБ обратил внимание на основные проблемы, а среди них на важнейшую – дисбаланс в финансовых предпочтениях граждан в пользу депозитов. Основные меры по преодолению такого дисбаланса правильные. Что вызывает недоумение: ЦБ нужно время, чтобы проанализировать целесообразность создания системы гарантирования средств граждан на фондовом рынке – он намерен это сделать в 2018 г. Нам кажется, целесообразность создания такой системы очевидна, для защиты интересов граждан-инвесторов она важнее других и до 2018 г. уже должна быть создана», – говорит предправления НАУФОР Алексей Тимофеев.