Экономические и политические раздоры мешают решать общемировые проблемы

Самые высокие риски сегодня – экологические, считают участники Давосского форума
Глобальное потепление ударило и по горнолыжным курортам в Альпах
Глобальное потепление ударило и по горнолыжным курортам в Альпах / Reuters

Пока руководители государств заняты враждой друг с другом и улаживанием растущих политических разногласий внутри стран, увеличивается экзистенциальная угроза для всего мирового сообщества. Раздоры не позволят решить усугубляющиеся проблемы, опасаются эксперты Всемирного экономического форума (ВЭФ) в Давосе. Их «Доклад о глобальных рисках» призывает бизнес возглавить процесс перемен, ибо «мир не может ждать, пока рассеется туман геополитической и геоэкономической неопределенности». 

Впервые за 15 лет публикации доклада топ-5 наиболее вероятных рисков в 10-летней перспективе заняли риски экологические:

  • экстремальные погодные условия;

  • неспособность предотвратить изменение климата;

  • природные катастрофы;

  • сокращение биологического разнообразия;

  • экологические катастрофы, вызванные действиями человека.

Времени все меньше

Время на то, чтобы всерьез взяться за решение наиболее острых экологических, экономических и технологических проблем, быстро уходит, предупредил ВЭФ.

Подсчет рисков

Для доклада о глобальных рисках ВЭФ опросил около 750 человек – представителей правительств, бизнеса, научных и общественных организаций. Долгосрочные риски эксперты оценивают по шкале от 1 до 5 (где 5 – наивысшая вероятность), краткосрочные анализируются по доле назвавших их специалистов.

Страны отклоняются от курса по выполнению своих обязательств по Парижскому соглашению о климате, предупреждала недавно ООН; между тем последние пять лет стали самыми жаркими для Земли за историю наблюдений. «К одному из самых драматичных последствий изменения климата, таянию арктических льдов, страны адаптируются не путем удвоения усилий по предотвращению дальнейшей деградации окружающей среды, но эксплуатируя геостратегические преимущества региона, – приводит пример несогласованных действий ВЭФ. – [В этой области] разворачивается холодная война, так как страны, включая Китай, Норвегию, Россию и США, борются за рыбу, газ и другие природные ресурсы; использование судоходных маршрутов; завоевание стратегического положения в регионе».

Россия и Китай сделали приоритетом развитие Северного морского пути (последний даже озвучил инициативу «Полярный шелковый путь» по созданию морских торговых путей в Арктике), а в стратегии министерства обороны США говорится о цели «сделать Арктику безопасным и стабильным регионом, в котором обеспечены национальные интересы США».

Если экологическая политика не изменится, постоянное повышение глобальной температуры на 0,04°C в год приведет к сокращению мирового ВВП на душу населения к 2100 г. более чем на 7%, посчитал МВФ. По данным ОЭСР, загрязненный воздух через увеличение смертности и падение работоспособности подрывает экономический рост: в абсолютном выражении наибольшие потери в 2015 г. понес Китай – $1,6 трлн (8,4% ВВП), в относительном – Россия – 12,5% ВВП ($447,6 млрд). «Человеческие потери неизмеримы. Но финансовые измерить можно, и они велики. В 2018 г. потери страховщиков [от изменения климата] составили $80 млрд, что вдвое больше среднего показателя за последние 30 лет с учетом инфляции», – писал в декабре председатель Банка Англии Марк Карни.

«Крайне важно, чтобы компании и политики быстрее обеспечивали переход к низкоуглеродной экономике и более устойчивым бизнес-моделям», – заявил Питер Гигер, директор по рискам Zurich Insurance Group, участвовавшей в подготовке доклада ВЭФа. Решение экологических проблем – выгодное вложение, прежде всего в самый ценный экономический ресурс страны – в своих граждан, их здоровье и человеческий капитал, на это не стоит жалеть средств, написал в «Ведомостях» ректор Российской экономической школы Рубен Ениколопов. 

Климатический удар по Давосу

18% – доля туризма в экономике швейцарского кантона Граубюнден, где расположены курорты Давос и Санкт-Мориц, а также в горного региона Тироль. В ВВП Австрии он занимает более 6%. Между тем глобальное потепление наносит урон зимнему туризму, пишет Bloomberg. Если выбросы парниковых газов не сократятся, к концу века почти все альпийские горнолыжные курорты на небольшой высоте могут исчезнуть, считает Марк Олефс, директор департамента изучения климата Центрального института метеорологии и геодинамики в Вене.
Во французском регионе Овернь-Рона-Альпы, где находится Куршевель, доходы от туризма составили 21 млрд евро в 2018 г.; он обеспечивает десятую часть местной экономики и 171 000 рабочих мест.

Политики думают о себе 

Но опрошенные ВЭФом эксперты скептично оценивают возможность мировых лидеров забыть о противоречиях и заняться решением общих задач. Так, 76,1% считают, что в 2020 г. возрастет риск кибератак на инфраструктуру (пятое место в топ-5 краткосрочных рисков); 76,2% – разрушения природных экосистем; 77,1% – периодов аномальной жары (ущерб Австралии от лесных пожаров может превысить $4,4 млрд, по оценке Moody’s Analytics, а экономике Калифорнии – мог достичь в 2019 г. $11,5 млрд, по оценке Bank of the West; в горах Сьерра-Невада из-за изменения климата сезон лесных пожаров теперь почти на 75 дней дольше, чем 40 лет назад); 78,4% – внутриполитических противостояний (2019 г. ознаменовался массовыми протестами в Гонконге, Москве, Париже, странах Латинской Америки, в США идет процесс импичмента президента, а в январе 2020 г. в Канаде появилась партия, выступающая за отделение богатых западных провинций); а 78,5% уверены в усилении экономических конфронтаций.

«Геополитическая нестабильность, связанная с торговым и технологическим противостоянием, – это часть более масштабного риска для международного сообщества, риска расхождения Соединенных Штатов и Китая», – предупреждает ВЭФ. Ведь на эти две страны приходится более 40% мирового ВВП, они – ведущие мировые инноваторы и источники выбросов парниковых газов.

Хотя США и Китай договорились по первой фазе торгового соглашения, настоящее противостояние разворачивается в технологической области. Вашингтон запрещает использовать оборудование Huawei при развертывании сетей 5G и требует этого же от других стран. А в ноябре 2019 г. министерство торговли США предложило правила, которые позволили бы ему блокировать любые сделки ради защиты «информационных и коммуникационных технологий» от «зарубежных противников».

Пекин пытается уменьшить зависимость своего технологического сектора от США, переносит цепочки поставок в другие страны и увеличивает в них венчурные инвестиции. Указ Компартии в 2019 г. обязал государственные организации за три года заменить иностранные компьютеры и программное обеспечение местными. «Нам больше не позволяют даже участвовать в тендерах» на поставки китайским госкомпаниям, заявил в августе гендиректор Cisco Чак Роббинс.

Несмотря на противоречия в мире, члены делового сообщества готовы «смотреть не только на свои балансы, но и на срочные приоритеты» в решении общемировых задач, заявил Бьёрг Бренде, президент ВЭФа (о политиках он такого не сказал). 14 января форум опубликовал Давосский манифест, в котором призвал компании «принять капитализм для всех заинтересованных сторон», думать не только о максимизации прибыли, но и активно участвовать «в создании более целостного и устойчивого мира».