Центробанки приобрели рекордное количество золота на $15,7 млрд

Интерес к нему в первом полугодии проснулся и у рыночных инвесторов
Благодаря растущему спросу центробанков цены на золото в июне превысили $1400 за тройскую унцию впервые с 2013 г.
Благодаря растущему спросу центробанков цены на золото в июне превысили $1400 за тройскую унцию впервые с 2013 г. / Донат Сорокин / ТАСС

Мировые центробанки приобрели рекордные 374,1 т золота в первой половине 2019 г., сообщил в четверг Всемирный золотой совет (WGC).

Глобальный спрос на золото вырос на 8% до 1123 т во II квартале, а в первом полугодии достиг 2181,7 т, максимума за три года, по данным WGC. Во многом это произошло благодаря центробанкам, на долю которых пришлась шестая часть спроса. Они потратили рекордные $15,7 млрд на покупку золота в первом полугодии, отмечает Financial Times.

Среди лидеров по закупкам были центробанки России, Китая и других развивающихся стран. Это продолжает прошлогодний тренд. Россия, взявшая курс на дедолларизацию, приобрела рекордные 274,3 т золота в 2018 г. Совокупный спрос центробанков в прошлом году оказался максимальным с 1971 г., когда начала рушиться Бреттон-Вудская система, в которой доллар был фактически обеспечен золотом.

В первом полугодии Россия приобрела 94 т золота (годом ранее – 105,3 т), по данным WGC. В I квартале она была лидером, но во II квартале ее обогнала Польша, которая приобрела сразу 100 т (Россия же – 38,7 т). Центробанк Польши назвал покупку стратегической, имеющей целью укрепить финансовую безопасность страны.

По данным на конец июня, запасы золота в российском центробанке составляли 2207 т, или 19% золотовалютных резервов, сообщил WGC. Накопление золота идет на фоне резкого сокращения доли долларов в прошлом году после введения в апреле санкций против компаний Олега Дерипаски и Виктора Вексельберга. По данным министерства финансов США, в мае 2019 г. Банк России держал казначейских облигаций США на $12 млрд, тогда как до апреля 2018 г. – около $100 млрд.

Благодаря растущему спросу центробанков цены на золото в июне превысили $1400 за тройскую унцию впервые с 2013 г. Их росту способствуют и ожидания инвесторов, что центробанки будут смягчать денежную политику, и геополитические риски, связанные с Ираном, Brexit и торговой войной США и Китая. «Июнь был выдающимся месяцем на рынке золота, – говорит Элистер Хьюитт, руководитель по рыночной аналитике WGC. – Ключевым фактором стала готовность Федеральной резервной системы США смягчить денежную политику, но также это связано с высоким спросом в первом полугодии, который достиг трехлетнего максимума благодаря закупкам центробанков».

Для нового долгосрочного периода роста цен на золото сложились идеальные или близкие к ним условия, полагает Алексей Потапов, руководитель инвестиционного департамента UFG Wealth Management. Ведущие центробанки вновь смягчают и без того мягкую денежную политику, а доходности гособлигаций США опустились до уровней, примерно равных текущей инфляции (т. е. около 2% годовых), т. е. не дают реальной доходности. При этом затянувшийся цикл роста экономики США и фондового рынка заставляют инвесторов понемногу готовиться к спаду и там, и там, перечисляет Потапов, поэтому золото снова становится привлекательным.

Центробанки же постепенно увеличивают его покупки, в том числе с целью дедолларизации резервов: «В условиях, когда США используют свою финансовую систему в качестве оружия или средства шантажа, появление альтернатив неизбежно. И золото – одна из них». Спрос со стороны центробанков служит естественной поддержкой для цен, так как во время коррекций они, скорее всего, будут действовать активнее, считает Потапов.

Повышенный интерес к золоту проявляют не только центробанки, но и рыночные инвесторы. Многочисленные риски, грозящие мировой экономике, хорошо известны, перечисляет Йон Триси, издатель инвестиционного бюллетеня Fuller Treacy Money: это гораздо более высокий, чем до кризиса 2008 г., уровень долга; торговые конфликты; серьезные проблемы в Китае, где экономику нужно стимулировать при рекордном бюджетном дефиците, растущих дефолтах и пузыре на рынке недвижимости; проявляющиеся сложности в секторе фондов прямых инвестиций, который, сформировав гигантскую ликвидность, стал теневым банковским сектором, но где в последнее время рухнули сразу несколько фондов. В этом одна из причин того, что практически никто из центробанков не повышает процентные ставки: наоборот, они одновременно смягчают денежную политику, чтобы не дать этим рискам реализоваться или по крайней мере отсрочить момент, когда это произойдет, полагает Триси. Поэтому же ФРС в среду не только снизила процентные ставки, но и объявила, что прекратит продавать активы со своего баланса на два месяца раньше запланированного – уже в четверг вместо сентября. Возобновившийся спрос на золото, цена которого этим летом вышла из шестилетнего «боковика», – «четкий сигнал, что инвесторы начинают хеджироваться», уверен Триси.

Золото активно покупали инвесторы биржевых фондов (ETF), запасы которых во II квартале увеличились на 67,2 т до 2548 т, самого высокого уровня за шесть лет. Это вместе с высоким спросом на ювелирном рынке Индии помогло компенсировать снижение инвестиций в золотые слитки и монеты, которые уменьшились на 12% до 218,6 т во II квартале, по данным WGC.