Как Мальдивы попали в долговую ловушку Китая

У небольших стран возникают серьезные проблемы из-за его инфраструктурных проектов
Мост дружбы между Китаем и Мальдивами связал столицу Мале с соседним островом Хулхумале, где расположен международный аэропорт имени Ибрагима Насира
Мост дружбы между Китаем и Мальдивами связал столицу Мале с соседним островом Хулхумале, где расположен международный аэропорт имени Ибрагима Насира / Wang Mingliang / Zuma / TASS

В прошлом году в Индийском океане был открыт мост длиной более 2 км, соединивший столицу Мальдив Мале с международным аэропортом и искусственным островом Хулхумале. Он должен был показать, какую выгоду может принести небольшим государствам китайская «Инициатива пояса и пути», цель которой – реализовать крупные инфраструктурные проекты в Азии и на других континентах. Однако мост общей стоимостью $210 млн стал еще одним примером того, как у этих стран возникают финансовые проблемы из-за проектов Пекина.

Осенью 2018 г. президент Мальдив Абдулла Ямин, при котором заключались основные договора с Китаем и осуществлялись инвестиции, неожиданно проиграл выборы. Новые власти даже не знают полного размера задолженности перед Пекином и сейчас пытаются определить его, пишет Financial Times. По словам Мохамеда Нашида, предшественника Ямина и советника нового президента Ибрагима Мохамеда Солиха, с учетом скрытых госгарантий Мальдив по китайским кредитам размер долга может достичь $3 млрд. Это слишком много для страны с населением около 400 000 человек и ВВП $4,9 млрд в 2017 г.

Поэтому Мальдивы попросят Китай реструктурировать и сократить долг, рассказал FT в январе министр финансов Ибрагим Амир. Он аргументирует это тем, что стоимость проектов и размер кредитов были завышены, а лишние деньги просто достались коррумпированным чиновникам из предыдущего правительства: «Государственные лица действовали с целью обогатить себя».

Скрытые гарантии

Аналитики объясняют интерес Китая к Мальдивам их стратегическим расположением – они занимают территорию площадью 859 000 кв. км на пересечении важных торговых путей в Индийском океане. Активно инвестировать в местные проекты Пекин начал после того, как Си Цзиньпин первым из китайских лидеров посетил Мальдивы с визитом в 2014 г., отмечает FT. Это произошло спустя год после того, как он представил инициативу «Один пояс – один путь» (впоследствии переименована в «Инициативу пояса и пути»).

Экс-президент Ямин утверждал, что невозможно предоставлять качественные государственные услуги на всех 200 заселенных островах страны. Поэтому он хотел сконцентрировать население возле столицы, заселив находящийся неподалеку искусственный остров Хулхумале. Деньги на финансирование связанных с этим проектов власти в основном одолжили у Китая. По данным центробанка Мальдив, правительство сейчас должно Пекину $600 млн, в том числе $374 млн за расширение международного аэропорта и $68 млн за строительство моста. Однако за последние два месяца министерство финансов также выяснило, что прежнее правительство предоставило гарантии по кредитам частных и государственных компаний на $935 млн для строительства жилья и создания электросети на Хулхумале и других проектов.

В январе 2016 г. государственная China Communications Construction Company подписала договор с Ахмедом Сиямом Мохамедом, лидером партии, входившей в правящую коалицию Ямина и одного из крупнейших бизнесменов в туристическом секторе Мальдив, о строительстве крупнейшего в стране курортного комплекса. На сайте посольства Китая говорится, что в нем будет 509 номеров, но ни слова – об условиях финансирования. Новые власти выяснили, что компания Сияма Мохамеда строит курорт на кредит Экспортно-импортного банка Китая, гарантированный правительством Мальдив на сумму до $127,5 млн.

Оператор курорта Sun Siyam не ответил на запрос FT о комментариях.

В чужом пиру похмелье

Правительство не станет договариваться с Китаем об обмене долговых обязательств на доли в созданной инфраструктуре, утверждает советник президента Нашид. Ведь это бы означало, что часть территории Мальдив фактически оказалась бы под контролем Пекина. Подобное произошло в Шри-Ланке, которой в 2017 г. пришлось отдать китайской госкомпании построенный на китайские деньги порт стоимостью $1,3 млрд в аренду на 99 лет, так как страна не могла обслуживать долг.

Китай отрицает, что из-за него некоторые страны попадают в долговую ловушку, утверждая, что «Инициатива пояса и пути» помогает небольшим странам развиваться, используя его финансирование и опыт. «Мы даже не ожидали, что она будет так хорошо встречена», – сказал FT в 2018 г. Лэ Ючен, замминистра иностранных дел КНР. Он называет эту инициативу «попыткой установить более честный и справедливый мировой порядок».

Однако ряд стран уже изменили свое отношение к китайским проектам. Так, Пакистан, где Китай обещал профинансировать проекты на $60 млрд, из-за них ведет с МВФ переговоры о получении финансовой помощи. Госдолг Пакистана теперь равен около 70% ВВП, около половины может приходиться на обязательства перед Китаем.

В январе пакистанские СМИ сообщили, что страна отказалась от китайского проекта строительства электростанции за $1,6 млрд.

В августе 2018 г. новый премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад приказал заморозить китайские проекты на $22 млрд, посчитав их стоимость и размер займов завышенными. В сентябре он отменил строительство трех нефте- и газотрубопроводов стоимостью свыше $3 млрд. Но Малайзия собирается продолжить переговоры с Китаем по поводу главного проекта – строительства железной дороги длиной 688 км.

Новый колониализм?

По оценкам специалистов Университета Джонса Хопкинса, в 2000–2017 гг. китайские власти, банки и подрядчики одолжили африканским правительствам и госкомпаниям около $143 млрд. Помимо Азии и Африки Китай также потихоньку инвестирует в проекты в Центральной и Восточной Европе. Хотя размер этих инвестиций пока относительно мал. По оценкам The Wall Street Journal, он выделил $12,9 млрд на реализацию проектов во всей Европе в 2016–2017 гг., а во всем мире за этот период – $185 млрд.

Во время государственного визита в Пекин в 2018 г. премьер Малайзии Мохамад предупредил о риске «новой версии колониализма».

Помочь Мальдивам может Индия, которая исторически была их самым важным партнером. При Ямине отношения между странами ухудшились, но теперь Индия пытается восстановить их. В декабре президент Солих посетил Нью-Дели, и Индия пообещала Мальдивам финансовую помощь на $1,4 млрд. Их сотрудничество позволит Мальдивам занять более выгодную позицию на переговорах о реструктуризации долга с Китаем, пишет FT. «Мы считаем неправильным, что Китай ставит нас в такое положение, когда нам будет трудно возвратить долг, – приводит издание слова Нашида. – Мы не хотим быть поглощены Китаем».

Мост дружбы между Китаем и Мальдивами связал столицу Мале с соседним островом Хулхумале, где расположен международный аэропорт имени Ибрагима Насира