Китай исподволь завоевывает Центральную и Восточную Европу

Его проекты сулят развитие инфраструктуры и грозят попаданием в долговую ловушку
Китайские строители возводят первую в Черногории автомагистраль – на столбах высотой с 50-этажный небоскреб
Китайские строители возводят первую в Черногории автомагистраль – на столбах высотой с 50-этажный небоскреб / Stevo Vasiljevic / REUTERS

Китай пытается воспользоваться историческим шансом увеличить свое влияние в самом сердце Европы и изменить мировой порядок, извлекая выгоду из внутренних неурядиц Евросоюза и ухудшения его отношений с США и Россией. Не спеша, применяя полученный в Азии и Африке опыт, Китай создает физическую и финансовую инфраструктуру в странах Центральной и Восточной Европы.

Влияние Китая усиливается и в экономике, и в политике – так, Греция, чьим главным портом после долгового кризиса управляет китайская госкомпания, в 2017 г. заблокировала попытки ЕС осудить Пекин за преследования политических активистов. Проблема для стран региона в том, что по условиям контрактов им приходится брать кредиты у китайских банков, чтобы расплачиваться с китайскими же подрядчиками. И они все больше влезают в долги.

Первые результаты

Самым близким партнером Китая сейчас становится Сербия. Китай построил в Белграде первый за 70 лет мост через Дунай и помог модернизировать сербские телекоммуникационные системы. Недавно в Сербии заработала платежная система China UnionPay, конкурирующая с Visa и Mastercard и позволяющая сербам расплачиваться банковскими картами за границей, а Китаю – создать в Европе систему для международных денежных переводов, которую не смогут заблокировать США.

Китай настаивает, что не стремится увеличить влияние, а лишь хочет развивать инфраструктуру во всем мире. «Неважно, какой стадии достигнет это развитие. Китай никогда не будет стремиться к гегемонии», – заявил председатель КНР Си Цзиньпин.

Что касается Центральной и Восточной Европы, Пекин отмечает, что его инвестиции в регион составляют лишь малую часть от его общеевропейских инвестиций. Согласно исследованию The Wall Street Journal (WSJ), выданные Китаем займы и другая помощь для реализации проектов во всей Европе увеличились примерно с $4 млрд в 2016 г. до $8,9 млрд в 2017 г. Для сравнения: во всем мире за этот период такое финансирование Китая составило $185 млрд.

Долговая ловушка

Условия инфраструктурных займов Китая «в лучшем случае непрозрачны», предупредил вице-президент США Майк Пенс. В ответ на критику США министерство иностранных дел Китая заявило, что «не слышало ни об одном случае, когда какая-либо страна попала в долговую ловушку из-за сотрудничества с Китаем».

За пределами Европы китайские инфраструктурные инвестиции на $62 млрд уже подтолкнули Пакистан к кризису и необходимости просить помощи у МВФ. В августе новый премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад распорядился заморозить китайские проекты на $22 млрд, сославшись на завышенную стоимость контрактов и чрезмерные займы. В прошлом году Шри-Ланка согласилась отдать под контроль Китая порт, чтобы избежать долгового кризиса. Против крупных займов и проектов Пекина выступают политические активисты в Анголе, Замбии и Кении.

В Европе финансовые трудности из-за строительства первой автомагистрали уже испытывает Черногория. Дорога должна связать Центральную Европу с портом на Адриатическом море, но проект очень сложен – из-за горного рельефа шоссе будет находиться на столбах высотой с 50-этажный небоскреб. Черногория уже должна Экспортно-импортному банку Китая и China Road and Bridge Corp. около $1,1 млрд за строящийся сейчас участок длиной 40 км. Стоимость работ превзошла смету на сотни миллионов долларов из-за колебаний валютных курсов, которые не хеджировались. Пока Черногория не найдет еще $1 млрд, шоссе так и останется незаконченным.

Пекин говорит об этих проектах как о восстановлении древнего «Шелкового пути», но экс-министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль видит более масштабные амбиции: «Это не сентиментальный жест в сторону Марко Поло, а попытка создать комплексную систему, чтобы изменить мир в соответствии с интересами Китая».

Сербско-китайская дружба

Сербы, словаки, хорваты и чехи помнят о холодной войне и кровавом конфликте во время распада Югославии в 1990-х гг. Это ухудшает их отношение к США и России, в то время как у Китая нет такого негативного исторического багажа. В частности, Сербия стремится к политическому нейтралитету и ее власти часто называют Пекин «четвертым столпом» своей внешней политики наряду с Брюсселем, Вашингтоном и Москвой. «Мы уверены, что не должны выбирать между Востоком и Западом», – утверждает сербский министр финансов Синиша Мали.

Китай и Сербия ввели друг для друга безвизовый режим, а президент последней Александр Вучич называет Си Цзиньпина личным другом. За последние два года Си встретился с Вучичем пять раз, а с президентом США Дональдом Трампом – три раза. Как показал прошлогодний опрос Белградского центра политики безопасности (BCSP), сербы видят в США более сильного военного и политического союзника, а в Китае – экономического.

Открытый в 2014 г. в Сербии Пупинов мост, который стал первым крупным китайским инфраструктурным проектом в Европе, называют еще символом сербско-китайской дружбы. Как выяснила WSJ, министерство финансов Сербии должно выплатить Экспортно-импортному банку Китая $217,4 млн в течение 18 лет. Контракт также предусматривал, чтобы Сербия «приобретала товары, технологии и услуги предпочтительно у Китая» и все споры решались в Китае.

Сейчас China Railway Signal & Communication строит высокоскоростную железную дорогу стоимостью $3 млрд из Белграда в Венгрию. Но строительство венгерского участка было отложено, так как ЕС выступил против выдачи контракта китайскому подрядчику без тендера. Сербия не обременена этими правилами, поэтому быстро одобрила строительство своего участка за $350 млн.

Перевел Алексей Невельский

Китайские строители возводят первую в Черногории автомагистраль – на столбах высотой с 50-этажный небоскреб