Как Китай обходит пошлины на сталь в США и Европе
Китайские металлурги при поддержке Пекина покупают и строят заводы за границейПока администрация президента США Дональда Трампа пытается ограничить импорт стали из Китая и ведет с ним торговые переговоры, его металлургические компании уже давно изменили стратегию. В последние годы они закрывают производство на родине и расширяют его за границей, получая миллиарды долларов финансирования от государственных банков и фондов.
В этом году Белый дом ввел 25%-ные импортные пошлины на сталь и 10%-ные – на алюминий: для Канады, Мексики и ЕС они действуют с 1 июня, для почти всех других стран с марта. Хотя сталь с зарубежных заводов китайских компаний тоже подпадает под эти ограничения, они намного меньше введенных ранее в США антидемпинговых пошлин на стальную продукцию из самого Китая, которые часто превышают 200%.
С чего все началось
Бум в стальной отрасли Китая начался на рубеже веков, когда Пекин стал поддерживать сектор, считая его ключевым для создания мощной экономики. Кризис 2008 г. вынудил правительство принять программу стимулирования экономики, включавшую строительство сотен новых металлургических заводов. В 2000-2013 гг. производство стали в Китае выросло в семь раз и на его долю стала приходиться половина мировых мощностей. Но к тому времени рост ВВП страны замедлился и местные производители наводнили мировые рынки и сбили цены. Средняя стоимость экспорта китайской стали снизилась примерно на 50% в 2011-2016 гг.
Правительства других стран ответили на это введением более 130 антидемпинговых пошлин на поставки китайских металлов, в основном стали. Из-за этого Пекин распорядился сократить в 2016-2020 гг. сталелитейные мощности на 150 млн т в год. Но в то же время в 2014 г. правительство приняло план по расширению производства за рубежом при поддержке государственных финансовых организаций.
Западные чиновники, аналитики и представители отрасли утверждают, что китайские производители получают миллиарды долларов господдержки на строительство и покупку заводов за границей через финансирование, предоставляемое China Development Bank, Bank of China, China Investment Corp., другими банками и фондами. «Китай просто перемещает целые промышленные кластеры в другие страны, и перепроизводство стали, алюминия, цемента, листового стекла и других товаров сохраняется, – говорит Тристан Кендердин из консалтинговой фирмы Future Risk. – Без государственных субсидий это все нецелесообразно с точки зрения спроса и предложения».
«Абсолютный нонсенс»
Китайские производители стали подписали соглашения о строительстве заводов в Малайзии, Пакистане, Индии и других странах. Ожидается, что в этом году китайский консорциум начнет строить на севере Бразилии один из крупнейших в мире металлургических заводов за $8 млрд. Это увеличит потенциал производства стали в Бразилии, хотя загрузка мощностей в местной отрасли не превышает 70%. «Это абсолютный нонсенс, учитывая все наши избыточные мощности», – говорит председатель Бразильского института стали Алешандре Лира.
Китайские компании также строят новые заводы в Индонезии. В прошлом году Tsingshan Group Holdings с помощью кредита на $570 млн от China Development Bank построила завод по выпуску нержавеющей стали мощностью 2 млн т в год, что составляет 4% мирового производства этого вида стали. По словам представителей отрасли и аналитиков, этот завод теперь сбивает цены на поставки из Азии в США. Поставки с этого завода, вероятно, убыточны для Tsingshan, считает Феррандис Торрес, финансовый директор ее конкурента Acerinox.
Tsingshan отказалась от комментариев. Сейчас она расширяет индонезийский завод, а Jiangsu Delong строит неподалеку еще один. Два этих проекта увеличат мощности по производству нержавеющей стали в мире на 9%, хотя отрасль и так работает далеко не на полную мощность, отмечает аналитик CRU Group Майкл Флинч.
Сербская гордость
Три года назад казалось, что металлургический комбинат возле городка Смедерево в Сербии ждет банкротство. Государственному заводу не хватало денег даже на покупку комплектующих и железной руды. Но теперь при новом владельце, китайской госкомпании Hesteel Group, производство достигло исторического максимума. Благодаря многомиллионному финансированию от китайских госбанков и инвестфондов завод увеличивает экспорт и начал поставлять сталь в США.
Представитель Hesteel отказался от комментариев, а министерство промышленности и информатизации КНР не ответило на запросы.
$70 млрд от Китая
На прошедших в выходные переговорах Китай предложил США увеличить закупки американских товаров на $70 млрд в первый год, но только если Вашингтон откажется вводить импортные пошлины на поставки из Китая на сумму $50 млрд. Об этом сообщила The Wall Street Journal со ссылкой на представителей китайской стороны, знающих о ходе переговоров. Лю Хэ, экономический советник председателя КНР Си Цзиньпина и вице-премьер госсовета, предложил министру торговли США Уилбуру Россу пакет мер, включающий увеличение закупок китайскими компаниями сельскохозяйственных и энергетических продуктов, включая соевые бобы, кукурузу, газ, нефть и уголь. Но Белый дом настаивает на сокращении дефицита в торговле с Китаем на $200 млрд (в 2017 г. он составил $375 млрд). Предложение китайцев не встретило поддержки в Вашингтоне, который намерен, как и планировал, ввести пошлины вскоре после 15 июня, чтобы с помощью такого давления сподвигнуть Китай на более значительные уступки.
Чудо произошло благодаря тому, что власти провинции Хэбэй начали искать инвестиционные возможности за рубежом для своей самой важной компании Hebei Iron & Steel Group (переименована в Hesteel в 2016 г.). Когда они обратились к правительству Сербии в 2014 г., оно сразу предложило завод «Железара Смедерево», который купило двумя годами ранее у U.S. Steel за $1. «Многие люди, особенно так называемые экономисты, хотели немедленно закрыть его», – говорит Боян Бойкович, отвечавший в правительстве за попытки продать завод.
Hesteel приобрела его примерно за $54 млн и пообещала инвестировать минимум $300 млн в течение трех лет. На церемонии подписания соглашения в июне 2016 г. присутствовал даже председатель КНР Си Цзиньпин, а председатель совета директоров Hesteel Ю Йон пообещал сделать завод «самым конкурентоспособным сталепроизводителем в Европе».
Согласно отчетности, операционный убыток завода составил $34 млн во втором полугодии 2016 г., данных за 2017 г. пока нет. «Все это часть огромной политической инициативы, – утверждает Маркус Таубе, профессор Mercator School of Management в Дуйсбурге. – [Китайцы] совершенно нечувствительны к убыткам».
Сейчас сербский завод Hesteel может беспошлинно экспортировать сталь в 28 стран ЕС. Он «напоминает нам троянского коня», признается Соня Налпантиду из ассоциации Eurofer, представляющей интересы производителей стали из ЕС. Также Hesteel поставляет сталь в США через швейцарского трейдера Duferco, в котором ей принадлежит 51% акций.
Кроме того, Hesteel инвестировала в Македонию, Швейцарию, ЮАР, Австралию и США. На выставке в Пекине в мае представитель компании говорил, что теперь ее главная стратегия – расширение бизнеса за рубежом. Hesteel планирует построить новые заводы в таких регионах, как Северная Америка, и хочет, чтобы зарубежные рынки обеспечивали ей 20% выручки к 2020 г.
В конце прошлого года Hesteel предложила приобрести за $1,5 млрд у U.S. Steel крупный металлургический комбинат в Словакии, говорит знакомый с ситуацией человек. В мае премьер-министр страны Петер Пеллегрини заявил, что американская компания не продаст завод китайцам. Представитель U.S. Steel отказалась от комментариев.
Перевел Алексей Невельский