Строительство футуристического города в Саудовской Аравии оказалось под угрозой

Иностранные инвесторы отворачиваются от проекта стоимостью $500 млрд
Архитектор Норман Фостер дистанцировался от участия в строительстве Неома (на фото – место, отведенное под город) из-за риска испортить свою репутацию
Архитектор Норман Фостер дистанцировался от участия в строительстве Неома (на фото – место, отведенное под город) из-за риска испортить свою репутацию / NEOM

Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммад ибн Салман осознает, что скандал из-за убийства журналиста Джамаля Хашкоджи угрожает его амбициозным планам модернизировать консервативное королевство с помощью иностранных инвесторов. Самый смелый из его проектов – строительство на побережье Красного моря города будущего Неом за $500 млрд – тоже оказался под угрозой.

Футуристичный город Неом, где должны были использоваться искусственный интеллект и другие передовые технологии, и прежде считался очень рискованным проектом. Но после дипломатического кризиса, вызванного убийством Хашкоджи в октябре, Эр-Рияду будет крайне сложно привлечь к работе над ним иностранных специалистов и необходимое финансирование. «Никто не будет инвестировать в этот проект еще долгие годы», – признался принц на недавней встрече с бизнесменами, утверждает коллега одного из участников встречи.

Консультанты, включая архитектора Нормана Фостера, уже дистанцировались от Неома из-за риска испортить свою репутацию, сотрудничая с принцем Мухаммадом, который, как многие подозревают, был заказчиком убийства. «[Будущее] Неома теперь точно под вопросом», – отмечает один из консультантов.

Чтобы компенсировать эту неудачу, принц Мухаммад пообещал встречавшимся с ним бизнесменам гораздо больше инвестировать в традиционную экономику, хотя главной своей целью он ставил избавление страны от нефтезависимости. «Саудовская Аравия вернется к тому, что проверено временем, к основам», – полагает Штеффен Хертог из Лондонской школы экономики.

Представители проекта Неом и правительства не ответили на запросы о комментарии.

Саудовская экономика и так испытывала трудности из-за снижения цен на нефть, а убийство Хашкоджи сделало отношения страны с Западом худшими со времен терактов 11 сентября 2001 г. Поскольку интерес иностранных инвесторов к саудовским проектам исчез, принц Мухаммад пытается заручиться поддержкой местных бизнесменов. В последние недели они встречались с принцем, чтобы рассказать ему о своих проблемах, вызванных медленным ростом экономики и ухудшением настроений в обществе.

Пока в Неоме, находящемся на побережье Красного моря на северо-западе страны, лишь несколько дворцов. Этим летом там отдыхал саудовский король Салман вместо того, чтобы, как обычно, поехать в Марокко или Европу. Там также расположен курорт, куда раньше прилетали делегации финансистов и экспертов. Но теперь принцу Мухаммаду будет сложно заманить туда инвесторов.

О планах построить Неом было объявлено только в 2017 г. на ежегодной конференции, которую некоторые прозвали «Давос в пустыне». В этом году она проходила всего через три недели после смерти Хашкоджи, и многие иностранные бизнесмены отказались туда приехать.

Основатель японской SoftBank Масаёси Сон, в технологический фонд которой Эр-Рияд пообещал инвестировать $45 млрд, заявил принцу Мухаммаду, что скандал вокруг Хашкоджи ставит его в неудобное положение, говорят знакомые с ситуацией люди. Принцу пришлось извиниться перед ним. Также SoftBank и Саудовская Аравия сократили масштаб проекта по генерации солнечной энергии, оценивавшийся в $200 млрд, утверждают два знакомых с этим решением человека. Хотя министерство энергетики и прежде считало этот проект чересчур крупным, говорят близкие к ведомству люди.

Британский бизнесмен Ричард Брэнсон перестал вести с Эр-Риядом переговоры об инвестициях в свои космические компании и отказался от планов построить в королевстве высокоскоростную транспортную систему Hyperloop. Несколько других возможных сделок в производственном и розничном секторах были отложены, говорят банкиры и юристы.

До скандала с Хашкоджи главной неудачей принца Мухаммада был перенос IPO нефтяной госкомпании Saudi Aramco на неопределенный срок. Размещение ее акций на бирже могло принести Эр-Рияду около $100 млрд, а теперь без этих денег суверенный фонд Саудовской Аравии, который должен был финансировать Неом и другие проекты принца, сам нуждается в средствах. Альтернативным планом была покупка госкомпанией Saudi Aramco доли фонда в нефтехимической компании Sabic примерно за $70 млрд. Но осуществить эту сделку сложно, в том числе из-за неблагоприятных условий для займа средств на финансовых рынках.

Наконец, принц Муххамад напугал иностранных инвесторов еще в ноябре 2017 г., когда саудовские власти в ходе антикоррупционной кампании арестовали многих местных бизнесменов и членов королевской семьи. Среди арестованных был экс-министр экономики Адель Факих, разрабатывавший программу реформ принца. По словам консультантов, после его задержания реформы замедлились, так как нужно было назначить новых ответственных лиц и скорректировать планы.

Перевел Алексей Невельский

Самая дорогая тюрьма мира вновь открывает двери для постояльцев