Историческое IPO Saudi Aramco может не состояться

Выполнение центральной части экономических реформ Саудовской Аравии оказалось под сомнением
Саудовские чиновники, руководители Saudi Aramco и приглашенные консультанты теперь считают, что размещение акций на крупных биржах в Нью-Йорке, Лондоне или Гонконге сопряжено со слишком серьезными юридическими рисками
Саудовские чиновники, руководители Saudi Aramco и приглашенные консультанты теперь считают, что размещение акций на крупных биржах в Нью-Йорке, Лондоне или Гонконге сопряжено со слишком серьезными юридическими рисками / Ahmed Jadallah / REUTERS

Работа по первичному публичному размещению акций нефтяной госкомпании Saudi Aramco, которое является важной частью плана экономических реформ Саудовской Аравии, застопорилась. В результате этого IPO должна была появиться самая дорогая в истории публичная компания. Но теперь саудовские чиновники и знакомые с ситуацией люди сомневаются, что оно вообще состоится.

Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммад ибн Салман впервые предложил провести IPO в январе 2016 г., и изначально предполагалось, что оно состоится в конце 2017 г. Но его несколько раз откладывали, и теперь оно намечено на 2019 г. Несмотря на задержки, до последнего времени работа над ним продвигалась. Банкиры и консультанты думали над тем, как подготовить Saudi Aramco к IPO, поскольку ее операции сильно переплетены с деятельностью правительства и других госкомпаний. Но в последние месяцы IPO стало вызывать сомнения.

По словам источников, Saudi Aramco и страна попросту не готовы к сделке, которая привлечет не только предполагаемые $100 млрд, но и беспрецедентное внимание к главной компании королевства. «Все почти уверены, что [IPO] не будет», – утверждает топ-менеджер Saudi Aramco.

Представитель компании отказался от комментариев, а министерство энергетики и правительство Саудовской Аравии не ответили на вопросы.

В этом году Saudi Aramco попросила юридические фирмы подготовить ее к возможному листингу на нескольких международных торговых площадках. Но позже заявила им, что не планирует принимать решение в ближайшее время, рассказал один из участников процесса.

По словам саудовских чиновников, в последние месяцы руководители Saudi Aramco и приглашенные консультанты стали смелее говорить принцу Мухаммаду о проблемах с листингом. Они пришли к выводу, что размещение на крупных биржах в Нью-Йорке, Лондоне или Гонконге сопряжено со слишком серьезными юридическими рисками. Например, акционеры Saudi Aramco смогут подавать на нее в суд. Также им не нравится план «Б» – разместить лишь малую часть акций на саудовской бирже Tadawul. Эр-Рияд хочет, чтобы компания была оценена в $2 трлн, поэтому даже небольшой листинг станет слишком крупным для Tadawul, где торгуются компании совокупной капитализацией $523 млрд, по данным Всемирной федерации бирж.

Окончательное решение остается за принцем Мухаммадом, сыном короля Салмана и фактическим руководитем страны. Он может распорядиться все равно провести IPO, так как листинг 5% акций Saudi Aramco – центральная часть его плана реформ, которые должны сделать экономику страны более современной, рыночной и уменьшить ее зависимость от нефти.

Но руководство самой компании, в том числе председатель совета директоров и по совместительству министр энергетики Халид аль-Фалих, против IPO. В июне он дал понять, что IPO снова может быть отложено, заявив, что «для правительства сроки не критичны». «Было бы здорово, если бы мы смогли это сделать в 2019 г.», – сказал аль-Фалих на встрече ОПЕК в Вене, но добавил, что на кону стоит слишком много.

Эр-Рияд больше не считает IPO единственным способом привлечь средства в казну, отмечают саудовские чиновники и знакомые с планами правительства лица. Цены на нефть выросли в два с лишним раза почти до $80 за баррель с тех пор, как принц Мухаммад предложил провести IPO. Также у Саудовской Аравии сейчас есть редкая возможность нарастить добычу и при этом не спровоцировать снижение цен благодаря сокращению поставок Ирана, Венесуэлы и Ливии. Кроме того, в 2016 г. Саудовская Аравия привлекла $17,5 млрд, впервые разместив облигации на международном рынке, а затем провела еще несколько эмиссий.

Саудовская Аравия также продемонстрировала в этом году способность добиваться результатов в сфере экономики и финансов и без такого IPO. MSCI решила включить саудовские акции в индексы развивающихся рынков, благодаря чему на саудовский фондовый рынок могут прийти миллиардные инвестиции. Также Эр-Рияд ввел 5%-ный НДС и сократил субсидии на энергоресурсы, чтобы меньше зависеть от нефтяных доходов.

Еще одним обсуждавшимся вариантом была продажа доли в Saudi Aramco Китаю вместо проведения IPO, что позволило бы привлечь те же самые деньги. Но в последнее время активных переговоров по этому поводу не велось, говорят знакомые с ситуацией люди. Как отмечает один из них, Китай теперь меньше заинтересован в саудовской нефти и хочет покупать нефть у Ирана со скидкой, после того как санкции США против Тегерана отпугнули других покупателей.

Саудовские чиновники признаются, что стараются не говорить публично о проблемах с подготовкой IPO, чтобы не испортить отношения с банками и другими консультантами. Десятки их сотрудников уже больше двух лет находятся в Саудовской Аравии, и они берут лишь минимальную комиссию в надежде сорвать куш во время IPO. Но, как утверждают источники, задержки уже разочаровали работающих над листингом специалистов JPMorgan Chase, HSBC, Morgan Stanley и других банков. Кроме того, отмена IPO разочарует биржи, соревнующиеся друг с другом за право разместить у себя акции Saudi Aramco. Даже президент США Дональд Трамп в Twitter призывал провести IPO в его стране, а Великобритания ради Saudi Aramco изменила правила, регулирующие публичные компании.

Перевел Алексей Невельский