США по-прежнему зависят от ОПЕК
Это делает борьбу Вашингтона с экспортом иранской нефти крайне рискованной игройСланцевая революция позволила США более чем вдвое увеличить нефтедобычу с 2010 г. почти до 11 млн баррелей в день. Благодаря Техасу, где сейчас разрабатывается основное сланцевое месторождение Permian, «Америка теперь энергетически независима <...> Мы больше никогда не будем зависеть от зарубежных нефтяных картелей в обеспечении энергоресурсами», написал недавно в Twitter губернатор штата Грег Эбботт.
Однако днем ранее Саудовская Аравия, фактически возглавляющая ОПЕК, при поддержке России пообещала «умеренно» нарастить добычу – во многом реагируя на просьбу Вашингтона компенсировать нехватку иранских баррелей после повторного введения санкций против Тегерана.
Это частично отражает то, что возможности сланцевых добытчиков по обеспечению внутреннего рынка и влиянию на цены небезграничны. В Вашингтоне хорошо понимают, какова будет реакция американцев, если его попытки свести экспорт иранской нефти к нулю приведут к росту цен на бензин. «ОПЕК по-прежнему нужна США, чтобы ослаблять ценовое давление», – говорит Джейсон Бордофф, директор Центра глобальной энергетической политики при Колумбийском университете. На глобальном нефтяном рынке перебои с поставками обязательно повлияют на цены на американских заправках независимо от того, как много нефти страна добывает и мало импортирует, добавляет он.
США все еще сильно зависят от импорта нефти: с начала года они закупали за рубежом 8 млн баррелей в день. Это на треть меньше, чем 12 лет назад, к тому же значительная часть поступает из Канады; тем не менее почти 3 млн баррелей в день в США поставляют страны ОПЕК. Из-за этого международные нефтяные цены влияют на ситуацию в США. Кроме того, многие американские НПЗ работают с тяжелой высокосернистой импортной нефтью, а не с легкой, добываемой в США.
Трамп попросил 2 млн баррелей
Президент Дональд Трамп попросил короля Саудовскую Аравию значительно увеличить нефтедобычу. «Только что разговаривал с королем Саудовской Аравии Салманом и объяснил ему, что из-за нестабильности и перебоев в Иране и Венесуэле я прошу Саудовскую Аравию увеличить добычу, может быть до 2 000 000 баррелей [в день], чтобы компенсировать разницу. Цены слишком высоки! Он согласился!», - написал Трамп вTwitter в субботу утром. Неясно, с чем именно согласился Салман (увеличить добычу или что цены высоки), но в заявлении Белого дома об этом разговоре, выпущенном поздно вечером в субботу, не говорится ни о том, ни о другом: «В ответ на данную президентом оценку дефицита на нефтяном рынке король Салман подтвердил, что свободные мощности королевства составляют 2 млн баррелей в день и оно будет при необходимости осмотрительно использовать их, чтобы обеспечить баланс и стабильность на рынке». В официальном заявлении, распространенном государственным Saudi Press Agency, беседа описана еще менее конкретно: «Во время разговора два лидера подчеркнули необходимость приложить усилия для обеспечения стабильности нефтяных рынков и роста мировой экономики».
Президент Дональд Трамп публично обвинил ОПЕК в «искусственном» завышении цен. Но их росту способствовало и решение выйти из ядерной сделки с Ираном. На руку нефтяным «быкам» сыграло и нежелание США предоставить исключения крупным потребителям иранской нефти: под вторичные санкции может попасть любой, кто будет закупать нефть у Ирана. «США остается надеяться, что ни у какого другого производителя добыча не рухнет. Это игра с большими ставками, и здесь нет права на ошибку», – говорит Хелима Грофт из RBC Capital Markets.
За последний год цена нефти WTI выросла более чем на 40% до $74,2 за баррель в пятницу. Бензин в США за тот же период подорожал на 24%, розничная цена в начале июня достигала $0,78 за литр. Неудивительно, что Вашингтону пришлось обращаться к давнему союзнику и противнику Ирана – Саудовской Аравии. «Только что разговаривал с королем Саудовской Аравии [Мухаммадом ибн] Салманом и объяснил ему, что из-за нестабильности и перебоев в Иране и Венесуэле я прошу Саудовскую Аравию увеличить добычу, может быть, до 2 млн баррелей [в день], чтобы компенсировать разницу. Цены слишком высоки! Он согласился!» – написал Трамп в Twitter в субботу утром. Но не ясно, сможет ли страна сдержать дальнейший рост цен.
Представители Саудовской Аравии сообщили аналитикам, что с июля ее нефтедобыча может превысить 10,6 млн баррелей и даже достичь рекордных 11 млн баррелей в день. Большую часть увеличения суточной добычи на 1 млн баррелей страна возьмет на себя. Но у других стран Персидского залива и у России свободные мощности ограничены. В Венесуэле производство стремительно падает, а в Ливии снова сложилась неопределенная ситуация. Это способствует росту цен, хотя экспорт иранской нефти еще даже не начал сокращаться. Brent снова стоит почти $80.
США будет все сложнее достигать сразу двух целей – добиться сокращения экспорта из Ирана и предотвратить рост цен на топливо, говорит специалист по энергетике Джейми Уэбстер из BCG. «Рецессия позволила бы с этим справиться, но вряд ли кого-нибудь устроит такой выход», – говорит он.-
Перевели Михаил Оверченко и Алексей Невельский