Чиновники расписали специализации для регионов на ближайшие семь лет
Невыполнение рекомендаций чревато лишением федеральной помощи«Ведомости» ознакомились с последней версией стратегии пространственного развития до 2025 г., внесенной Минэкономразвития в правительство. Подлинность копии документа, который почти год готовило Минэкономразвития, подтвердили несколько федеральных чиновников. Курировали его разработку два вице-премьера: в прошлом правительстве – Дмитрий Козак, в новом – Виталий Мутко.
Все предыдущие решения Козака по этой теме и его видение стратегии учтены при ее доработке, отмечает его представитель. Представитель Минэкономразвития отказался от комментариев, а представитель Мутко не смог предоставить их в воскресенье.
Стратегия, с помощью которой власти рассчитывают координировать федеральную и региональную экономическую политику, разделяет территории на разные типы: крупные города и городские агломерации, малые и средние города, сельские поселения, агропромышленные и минерально-сырьевые центры. 20 из них получили статус крупнейших городских агломераций (их вклад в совокупный ВВП превышает 1%) – например, Красноярск, Краснодар, Москва, города Московской области. Еще 21 крупная агломерация обеспечит от 0,2 до 1% роста экономики (Норильск, Тамбов, Сочи и др.), а 31 город и муниципальное образование – менее 0,2% (Нальчик, Абакан, Курск и др.).
За каждым регионом закрепляется широкий перечень специализаций. Например, у Нижегородской области их 27 – от производства лекарств до автотранспорта и нефтепродуктов, у Тюменской – от лесозаготовки и добычи полезных ископаемых до производства резиновых изделий. Самые популярные – производство одежды, мебели, резиновых изделий. Специализации определялись исходя из конкурентных преимуществ регионов, численности и плотности населения, качества рабочей силы, географического положения, развития инфраструктуры и др. Учитывались и пожелания регионов, уверяет федеральный чиновник.
Специализация должна быть добровольной, говорил в июне министр экономического развития Максим Орешкин. Но за свободу придется заплатить. Если регионы не прислушаются к рекомендациям, то могут не получить из федерального бюджета денег на поддержку неэффективных отраслей, предупреждает федеральный чиновник. Сейчас власти соседних регионов могут поддерживать создание и развитие предприятий в одной и той же подотрасли, хотя в одном из них условия для этого лучше – например, завод расположен ближе к крупным рынкам сбыта, есть квалифицированные сотрудники, ниже транспортные расходы, объясняет федеральный чиновник, а другой делает это благодаря федеральной поддержке. Это приводит к неэффективному использованию бюджетных средств, констатирует другой чиновник. В этом году федеральный бюджет потратит на различные субсидии регионам 415 млрд руб. – более четверти трансфертов им.
На площадке Минфина такие предложения о перераспределении субсидий серьезно не обсуждались, знает чиновник финансово-экономического блока. Представитель Минфина от комментариев отказался. Порядок применения стратегии окончательно должен быть одобрен через полгода после ее утверждения.
«Попасть в список, стать хоть какой-нибудь точкой роста было очень важно», – говорил «Ведомостям» губернатор одного из регионов. Такие точки роста должны быть связаны друг с другом и обеспечены магистральной инфраструктурой, они получат деньги из нацпроекта «Безопасные качественные дороги», рассказывали федеральные и региональные чиновники. Всего 104 города будут его участниками, говорит представитель Минтранса.
Чтобы обеспечить связь между регионами, Минэкономразвития выделило макрорегионы – в последней версии стратегии их 12 (например, Центральный, Дальневосточный, Северо-Западный, Центрально-Черноземный). Регионы смогут вместе поддерживать предприятия, которые нужны им, объясняет федеральный чиновник. Так, одному региону выгодна сборка башенных кранов, в другом развита металлургия и может быть организовано производство металлических деталей, а в третьем – производство шин, приводит пример чиновник.
Бизнес-процессы в регионах формировались довольно стихийно и зависели от таких факторов, как, например, активность губернатора, вспоминает независимый эксперт по регионам Андрей Пискунов. Рынок лучше определит, где стоит развивать производства, говорит партнер Deloitte Артем Васютин. Определение специализаций напоминает Госплан СССР, считает директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич, пример Калужской области, где автопром начал развиваться немногим более 10 лет назад, показывает бессмысленность такого подхода. «Но широта специализаций оставляет маневр для здравого смысла», – отмечает она. По госплану власти размещали производства и регулировали систему расселения, многие города ограничивались в развитии, а другие, наоборот, получали дополнительные ресурсы ради ускоренного роста промышленности, требующего высоких темпов урбанизации, спорит чиновник. Повторить госплан в условиях рыночной экономики и частной собственности невозможно, категоричен он.