Антимонопольная служба внесла в правительство законопроект о регулировании тарифов
У бизнеса по-прежнему к нему много вопросовСпустя три года после ликвидации Федеральной службы по тарифам и передачи ее функций Федеральной антимонопольной службе (ФАС) ФАС разработала новый единый закон о тарифах. На прошлой неделе его согласованная версия была внесена в правительство, говорится в письме замруководителя ФАС Сергея Пузыревского («Ведомости» ознакомились с копией, подлинность подтвердил федеральный чиновник). Прошлая версия проекта подверглась критике как бизнеса, так и чиновников, сообщал «Коммерсантъ».
Цель проекта – унифицировать разрозненные правила регулирования цен (тарифов) в разных отраслях. Законопроект подробно описывает установление тарифов, при этом приоритет предлагается отдать методу сравнительного анализа, т. е. сравнению расходов компаний на регулируемый вид деятельности в аналогичной сфере, а также рынках взаимозаменяемых товаров. Тариф должен учитывать амортизацию основных средств. Сейчас такого источника собственных средств для финансирования инвестпрограмм у большинства предприятий нет, говорит представитель ФАС. Сами тарифы ФАС предлагает принимать на пять лет (сейчас они ежегодно пересматриваются), а также дать право местным властям и предприятиям оспаривать тариф и ввести госконтроль за ними, предоставив представителям регулирующего органа право беспрепятственно получать информацию от госорганов, местных властей и субъектов естественных монополий.
Предыдущая версия законопроекта ФАС не нашла поддержки у многих госорганов. На совещании рабочей группы по тарифному регулированию 6 ноября его не поддержали (Минстрой) или заявили о необходимости доработать (Минэнерго, Минтранс, Минсвязи, «Росатом»), следует из протокола совещания («Ведомости» ознакомились с копией). Минтранс переадресовал вопросы ФАС. Представители Минсвязи, Минстроя, «Росатома», «Газпрома» не ответили на запросы «Ведомостей». Минэнерго изучает законопроект, сказал его представитель. Представитель РЖД отказался от комментариев.
Бизнес же, подпадающий под регулирование законопроекта, с его новой версией по-прежнему не согласен. Документ не учитывает сложившуюся отраслевую специфику, кроме того, в сферу его регулирования включаются отношения, не входящие в сферу естественных монополий и имеющие другое регулирование, говорит представитель «Ростелекома» Андрей Поляков, это может создать неоднозначную практику и увеличить число судебных споров. «Рынок домашней телефонии на текущий момент является высококонкурентным и не нуждается в дополнительном регулировании», – сказала представитель МГТС Татьяна Мартьянова.
Введение тарифного регулирования на рынках, не относящихся к естественным монополиям, приведет к неизбежному сворачиванию конкуренции из-за снижения привлекательности рынков, добавляет представитель «Транснефти».
Среди других претензий – отсутствие инвестиционных надбавок к тарифу (устанавливаются для строительства новой или расширения существующей инфраструктуры), предельный индекс роста цен (тарифов), возможности пересмотра тарифа и др. А общие правила утверждения и контроля исполнения инвестпрограмм для обоснования расходов при определении тарифов «Транснефть» и вовсе считает лишней мерой. Инвестиционная деятельность регулируется другими нормативными актами, из-за чего могут возникнуть противоречия между законами. Наделение же регулирующих органов неограниченными полномочиями для получения информации и доступа к документам может привести к нарушениям прав, свобод и экономических интересов компаний, считает «Транснефть».
«Россети» согласны с принципом долгосрочного тарифа. Его применение для сетевого комплекса группы с ежегодной индексацией по формуле «инфляция минус 0,1%» на основе заключения тарифных договоров и применения эталонных затрат выгодно всем, считает заместитель директора по экономике компании Павел Гребцов. Долгосрочные тарифы устраняют субъективный подход при принятии тарифов и гармонизируют экономические условия компаний в регионах, говорит он.
Но проект не решает проблему создания инвестиционной привлекательности отраслей для обеспечения устойчивой работы и развития инфраструктуры, отмечает представитель ассоциации «Сообщество производителей энергии». Он не только не предусматривает создание инвестиционной привлекательности, а, наоборот, вводит новые ограничения – целевое назначение использования амортизации, сокращение предпринимательской прибыли, исключение возможности выбора метода тарифного регулирования, ограничения по сохранению экономии своих расходов, перечисляет он. Проект не решает и существующих проблем тарифного регулирования – отсутствия прозрачности, избыточности внешнего контроля, излишней бюрократизации принятия тарифа, отсутствия стимулов для инвестиций, – а только усугубляет их, заключает представитель ассоциации.
В подготовке статьи участвовали Валерий Кодачигов, Елена Вавина
В тексте уточняется спикер ассоциации «Сообщество производителей энергии»