Как правительство будет регулировать цены на бензин

«Ведомости» узнали подробности будущих соглашений властей и бизнеса
Как правительство будет регулировать цены на бензин
Как правительство будет регулировать цены на бензин / Анатолий Жданов / Коммерсантъ

«Мы не переходим к ручному управлению» топливным рынком, соглашение с нефтяниками о фиксации оптовых цен – вынужденная мера, говорил вице-премьер Дмитрий Козак в среду после совещания в правительстве. «Ведомости» выяснили подробности этого соглашения: правительство договорилось с крупнейшими нефтяными компаниями установить предельные цены на топливо для каждого региона, связало нефтяников круговой порукой и пообещало им иммунитет от претензий налоговой и антимонопольной служб за сдерживание цен. Договоренности зафиксированы в протоколе совещания у Козака, с которым ознакомились «Ведомости»; его подлинность подтвердил федеральный чиновник.

Торговля по указке

Заключить соглашения нефтяники и чиновники должны до 7 ноября – они будут зафиксированы постановлением правительства в ближайшее время, говорится в протоколе. Проект постановления разрабатывают Минэнерго и Федеральная антимонопольная служба (ФАС), он должен был поступить в правительство 1 ноября.

Действовать соглашения будут до 31 марта 2019 г. В них нефтяники пообещают продавать на оптовом рынке бензин и дизельное топливо не дороже, чем решено на совещании. Прейскурант со средними оптовыми ценами на нефтепродукты для каждого федерального округа и каждого региона прилагается к протоколу. Средняя цена Аи-92 по России до января 2019 г. не должна превысить 53 501 руб. за 1 т, Аи-95 – 56 649 руб., дизельного топлива – 51 201 руб.. Это означает, что 1 л топлива должен стоить на оптовом рынке не дороже 39,86, 42,77 и 43,11 руб. соответственно. Исходя из средних цен на заправках, которые публикует «Интерфакс» по данным ЦДУ ТЭК, средняя маржа АЗС в России в октябре с 1 л Аи-92 составит 2,86 руб., для Аи-95 – 3,06 руб., для дизельного топлива – 2,36 руб.

В январе 2019 г. нефтяникам разрешено будет поднять цены не более чем на 1,7% – в связи с повышением НДС с 18 до 20%. Затем они смогут повышать цены только на инфляцию согласно официальному прогнозу – 4,3%. Нефтяники обязуются полностью удовлетворять спрос независимых АЗС на топливо и поставлять на внутренний рынок не менее 17,5% добываемой нефти.

Участники соглашения – все вертикально-интегрированные нефтяные компании: «Роснефть», «Газпром нефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Татнефть», «Русснефть», «Нефтегазхолдинг» и т. д. Если хотя бы одна из компаний уклонится от подписания соглашения с правительством или нарушит его, то пострадают все. Минэнерго и ФАС должны внести предложения по «системным мерам для стабилизации внутреннего рынка нефтепродуктов», говорится в протоколе. Ранее премьер Дмитрий Медведев грозил рынку пошлиной на экспорт нефти и нефтепродуктов. «Создается ситуация, при которой нефтяные компании отвечают друг за друга», – комментирует федеральный чиновник.

«Правительство совместно с нефтяными компаниями выработало ряд специальных мер, направленных на стабилизацию топливного рынка до вступления в силу закона о завершении налогового маневра», – комментирует представитель Козака. Правительство вынуждено действовать в первую очередь в интересах потребителей на внутреннем рынке, продолжает он. Представитель Минэнерго от комментариев отказался.

ФНС и ФАС будут следить за тем, чтобы независимые АЗС не повышали цены. Правительство поручило им «обеспечить проведение внеплановых проверок», «обратив особое внимание на предприятия», где цена топлива выше, чем максимальная цена на оптовом рынке, более чем на 4%. Но установленных в протоколе цен может не хватить для покрытия операционных расходов АЗС, комментирует президент Российского топливного союза Евгений Аркуша: средняя маржинальная доходность для нормальной работы АЗС и уплаты налогов должна быть 4–5 руб. за 1 л топлива.

Фиксируя цены на топливо, правительство гарантирует участникам соглашения отсутствие претензий со стороны налоговой и антимонопольной служб за нерыночные цены. ФАС поручено не привлекать к ответственности компании за заключение с Минэнерго и ФАС соглашений, а ФНС – во время проверок учитывать индикативные цены, о которых договорились бизнес и правительство.

Заключение соглашений Минэнерго и ФАС с участниками рынка осуществляется в соответствии с законом о защите конкуренции, передал представитель ФАС ответ заместителя руководителя службы Анатолия Голомолзина. Но соглашения должны быть временными и не допускать ограничения конкуренции, настаивает он. Сговором такое соглашение между Минэнерго, ФАС и компаниями считать нельзя, согласен руководитель антимонопольной практики Bryan Cave Leighton Paisner Николай Вознесенский: закон о защите конкуренции допускает ценовые соглашения, если они предусмотрены законом, поручениями президента или постановлениями правительства. Но если независимые АЗС подадут в ФАС жалобу, служба будет обязана ее рассмотреть и возбудить дело, если нарушение не связано с соглашением с правительством, говорит Вознесенский.

Налоговики тоже могут учитывать соглашение между компаниями и правительством, считает партнер Herberth Smith Freehills Олег Коннов. К тому же с 2019 г. контроль за трансфертными ценами внутри России отменяется (сохранится для некоторых сделок – например, если их участники пользуются налоговыми льготами). Если правительство устанавливает индикатор цен, то штрафовать за нерыночные цены неправильно, согласен партнер Taxology Алексей Артюх. Представитель ФНС не ответил на вопросы «Ведомостей».

Очистка биржи

До 12 ноября ФАС, Центробанк и Санкт-Петербургская товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ) должны подготовить предложения, как, изменив правила торговли нефтепродуктами, исключить спекулятивные сделки на внутреннем рынке. Некоторые трейдеры скупают бензин и нефтепродукты на бирже и отправляют их за рубеж, жаловался «Ведомостям» один из нефтяников: у трейдеров нет обязательств перед правительством поставлять на внутренний рынок часть купленного топлива, «спекулянты» могут отправлять его на экспорт или перепродавать самим нефтяникам для поставки на АЗС. Правительство введет «предквалификацию» участников торгов топливом, и до 31 марта 2019 г. допускать к ним планируется только сети АЗС, конечных промышленных и сельскохозяйственных мелкооптовых потребителей.

Тема перепродавцов неоднократно обсуждалась на биржевом комитете, пока однозначного решения нет, признает Голомолзин: «Этот институт является одним из легальных каналов сбыта, ему присущи и недостатки, и достоинства». Этот вопрос нужно обсуждать вместе с развитием срочного рынка, считает Голомолзин. Представитель СПбМТСБ комментировать эту инициативу в понедельник вечером не стал.

Меры по стабилизации внутреннего рынка являются краткосрочными и не вводят запрет или ограничение деятельности добросовестных участников рынка, комментирует идею федеральный чиновник. «Трейдеры являются неотъемлемой частью рынка – они предоставляют ликвидность и дают возможность малым участникам рынка фондироваться», – признает он.

Минфин против

В протоколе Минфину, ФНС и Минтрансу поручено также подумать об изменении механизма сбора акцизов. Они должны проработать идею перенести уплату акцизов с НПЗ на АЗС и сделать акциз на топливо плавающим: ставка растет при снижении цен на нефть и наоборот. Последнюю идею много лет предлагает ФАС, выступала за нее и «Роснефть». Это нужно в том числе для обеспечения ценовой стабильности внутреннего рынка на долгосрочную перспективу, считает Голомолзин. В протокол Козака вошли и некоторые другие предложения «Роснефти» – например, обязать всех нефтяников поставлять определенную часть добытой нефти и газового конденсата на российские НПЗ.

Но Минфин не видит смысла в изменении механизма сбора акциза. Перенос уплаты акциза с НПЗ на АЗС значительно усложнит администрирование, объясняет представитель ведомства: в стране несколько десятков НПЗ и тысячи АЗС. А плавающие акцизы могут создать проблемы с наполнением дорожных фондов, напоминает он.

Правительство не первый раз фиксирует цены, вспоминает Вознесенский, в 2011 г. первый вице-премьер Виктор Зубков выпустил постановление с индикативной ценой на 1 л молока при его закупке у фермеров. Для экономики подобные решения вредны, говорит замдиректора Института анализа предприятий и рынков Высшей школы экономики Светлана Авдашева, в России низкие розничные цены всегда объясняются интересами потребителя, а регулирование цен носит характер социальной политики. Было выработано компромиссное решение, такова цена социальной стабильности в нефтедобывающей стране, считает федеральный чиновник.

Как правительство будет регулировать цены на бензин
Нефть по $30 за баррель: Россия в 2004 и 2016 годах