Как принудить нефтяников к альтруизму
Введение заградительной экспортной пошлины не может сдерживать цены на АЗС бесконечноРоссийский топливный рынок стоит на пороге очередного кризиса. Нефтяные компании уверены, что литр топлива в России должен уже сейчас стоить на 4–5 руб. дороже. Они все лето не повышали цены. Это обещание, которое нефтяники дали правительству в обмен на снижение акцизов на нефтепродукты. Как долго надо сдерживать цены, никто не сказал, но АЗС больше не хотят этого делать.
С января 2019 г. вырастут НДС и акцизы на топливо, а нефтяники, как правило, заранее готовятся к их повышению, плавно увеличивая цены на нефтепродукты (65% цены каждого литра – это налоги, по оценке Федеральной антимонопольной службы (ФАС). В то же время растут оптовые цены (плюс 10% в сентябре) из-за привлекательности экспорта топлива и традиционных осенних ремонтов на заводах.
В итоге АЗС несут убытки. Первыми не выдержали и с осени начали повышать цены заправки, которые не принадлежат нефтяным компаниям (таких в стране 60%). Они покупают топливо у нефтяных компаний или на бирже, а убытки от розничного бизнеса не могут компенсировать за счет других сегментов в отличие от вертикально-интегрированных нефтяных компаний.
В октябре бензин на АЗС подорожал на 0,25%, дизтопливо – на 1%, сообщила во вторник ФАС. Чиновники недовольны. Они считают, что нефтяники должны и дальше сдерживать цены, иначе это разгонит инфляцию. Правительство пригрозило им введением заградительной экспортной пошлины на топливо (90% от пошлины на нефть, сейчас – 30%). Такая возможность была предусмотрена поправкой, принятой этим летом.
Но власти и раньше прибегали к такому инструменту регулирования рынка. В 2011 г. в стране возник острый дефицит топлива, так как нефтяные компании не успели модернизировать свои заводы, чтобы увеличить выпуск высокооктанового бензина и дизтоплива, а продавать топливо класса «Евро-2» тогда было уже нельзя. Правительству пришлось продлить оборот «Евро-2», заставить нефтяников ускорить модернизацию НПЗ и ввести в мае 2011 г. заградительную пошлину на бензин (действовала до 2013 г.). В совокупности эти меры помогли преодолеть кризис: цены стабилизировались, а производство бензина в 2012 г. по отношению к 2011 г. выросло на 5,6% до 38,8 млн т и на таком же уровне сохранилось и в 2013 г. Но, несмотря на заградительную пошлину, экспортировать бензин нефтяные компании меньше не стали. Так, если в 2011 г. было продано за рубеж 11% произведенного бензина, то в 2012 и в 2013 гг. – по 11,3% (данные Минэнерго). То есть заградительная пошлина на бензин нефтяникам не так страшна, как это кажется.
Но заградительная пошлина все же крайняя мера, так как от нее пострадают независимые НПЗ. Остается договариваться. Логика чиновников проста: нефтяники должны держать цены, ведь они сейчас получают сверхдоходы от роста добычи нефти и цен на нее. Кроме того, государство не раз поддерживало их налоговыми льготами в нефтедобыче, а с 2019 г. еще начнет компенсировать поставки нефтепродуктов на внутренний рынок (так называемый демпфирующий механизм). Нефтяным компаниям нужно проявить альтруизм, к чему их и призывает куратор отрасли вице-премьер Дмитрий Козак. По его словам, нефтяники уже согласились продавать топливо компаниям, которые им не принадлежат, по тем же ценам, что и своим «дочкам». Сегодня он еще раз с ними встретится, и, вполне вероятно, нефтяники согласятся не повышать цены. Чиновники тогда вздохнут с облегчением, по крайней мере до Нового года. Но уже в начале 2019 г. никакие запреты не помогут сдержать рост цен на АЗС, скептичен человек, близкий к участникам совещания у Козака 24 октября, на котором последний раз обсуждалась ситуация на рынке c нефтяниками.