Почему Россия снова перешла на ручное регулирование цен на бензин
Все лето АЗС не повышают цены на топливо, но вряд ли смогут сдерживать их и осеньюПо данным Global Petrol Prices, средняя цена бензина по всему миру на 20 августа составляла $1,17 (79,3 руб. по курсу ЦБ) за 1 л. В России он стоит $0,67 (45,4 руб.). При этом страна относится к государствам с самой низкой стоимостью топлива, занимая 22-е место из 165 в рейтинге. Самый дешевый бензин – в Венесуэле: меньше 1 руб. ($0,01) за 1 л, самый дорогой – в Гонконге: почти 146 руб. ($2,15) за 1 л.
Разница существенная. Составители рейтинга объясняют это тем, что, как правило, в богатых странах цены на бензин выше, а в бедных странах и странах – производителях и экспортерах нефти – значительно ниже. Исключение – США, экономически развитая страна с низкими ценами на бензин ($0,83, или 59,2 руб., за 1 л). «Разница в ценах в разных странах обусловлена разными налогами и субсидиями на бензин», – указывают эксперты.
В России в последние годы бензин дорожал темпами не выше инфляции, о чем гордо заявляла ФАС. Но в 2017 г. рост цен составил 7,3%, что в 3 раза выше инфляции. С начала этого года бензин на АЗС подорожал на 8,9% (данные Росстата).
Каждый раз подорожание топлива на заправках вызывает недоумение граждан: «Почему в стране – первой в мире по добыче нефти – бензин все время дорожает?» Причин много. Основная – высокая доля налогов (в 1 л – 65%), которые каждый год растут, объясняла ФАС. Другие – сезонный спрос на нефтепродукты, динамика мировых цен, рост отраслевых издержек, ремонты российских НПЗ, динамика производства нефтепродуктов нефтяными компаниями и т. д.
Нельзя сказать, что цена на топливо в России полностью определяется этими рыночными факторами. То есть в оптовом сегменте это действительно так: колебание цен происходит в зависимости от экономической ситуации на рынках. Но в рознице эта связь не прослеживается: цены на заправках растут постоянно, а какое-либо снижение если и происходит, то на символические копейки. Дело в том, что ценообразование идет от розницы к опту, т. е., как правило, компании поддерживают такой уровень оптовых цен, чтобы заправки имели стабильную среднегодовую маржу в 1–2 руб./л для Аи-92, отмечают эксперты Vygon Consulting в своем обзоре. Но любая система дает сбой. Что и произошло весной 2018 г.: оптовые цены превысили розничные, подскочили цены на заправках (только за май – на 5,6%), упала маржа АЗС.
«То, что сейчас происходит, недопустимо. Это неправильно», – сокрушался Владимир Путин в июне на прямой линии. Нефтяники согласились цены не повышать (как долго, никто не сказал), в свою очередь, правительство снизило акцизы. Эти меры принесли результаты: ситуация на рынке стабилизировалась, АЗС стали доходными.
Это не пример прямого регулирования розничных цен в России, как в Саудовской Аравии или Венесуэле (кстати, обе страны идут по пути частичной либерализации цен, чтобы снизить нагрузку на бюджет). Но и к этому механизму российскому правительству иногда приходится прибегать. Как показывает опыт, это не всегда работает. Например, в феврале 2011 г. власти тоже использовали механизм регулирования для сдерживания роста цен. Нефтяники подчинились, но существенно увеличили экспорт, чему способствовала мировая конъюнктура. В итоге в России возник дефицит бензина и, как следствие, выросли цены. Правда, сейчас ситуация другая: в стране топлива хватает (с 2011 г. многие компании успели модернизировать свои заводы, увеличив выпуск бензина), а ФАС уже «рекомендовала» нефтяникам ограничить экспорт нефтепродуктов.
Но ситуация неустойчивая, сообщили на прошлой неделе вице-премьеру Дмитрию Козаку представители независимых АЗС. Они просят не допустить нового роста цен, так как впереди ремонты на НПЗ и рост акцизов. Причин для роста розничных цен нет, успокаивают в очередной раз население чиновники. Но российский рынок нефтепродуктов настолько хрупок, что не знаешь, где в нем появится новая брешь. Правда, лучшую модель пока, похоже, никто не предложил, а переходить к рыночному механизму ценообразования ни рынок, ни, главное, общество не готовы.