АЗС готовятся к новому росту цен на бензин
Чиновники считают, что предпосылок для этого сейчас нетРоссийский топливный союз (РТС) обратился к вице-премьеру Дмитрию Козаку с просьбой принять меры, чтобы не допустить очередного роста цен на топливо, сказано в письме РТС от 23 августа. «Ведомости» ознакомились с копией документа, президент РТС Евгений Аркуша подтвердил подлинность письма. Вице-премьер его пока не получил, сказал представитель Козака.
Сейчас на рынке есть реальные предпосылки для резкого роста оптовых цен на топливо, сообщает в письме Аркуша. В частности, из-за существенного превышения экспортным паритетом внутренних цен на топливо, начала осенних ремонтов на НПЗ, «прекращения административного давления на цены по окончании выборной кампании», роста налогов в 2019 г., завершения налогового маневра.
По оценке РТС, рост с нового года акцизов и НДС может привести к увеличению оптовой цены 1 л бензина на 4,4 руб. «В условиях сдерживания розничных цен в пределах инфляции можно ожидать повторения ценового коллапса на розничном рынке моторных топлив, аналогичного апрелю – маю 2018 г.», – отмечает Аркуша.
Весной в России резко подорожал бензин: только за май рост составил 5,6%, а за пять месяцев – 7,2% при инфляции 1,7%. Причины – весенние ремонты на НПЗ, сезонное увеличение спроса, ослабление рубля, рост акцизов на нефтепродукты и привлекательность экспорта топлива из-за роста мировых цен на нефть. В России вслед за изменением котировок нефти меняются оптовые цены, розничные колебания практически отсутствуют, пишут эксперты Vygon Consulting в своем недавнем исследовании. При этом ценообразование идет от розницы к опту, т. е., как правило, компании поддерживают такой уровень оптовых цен, чтобы заправки имели стабильную среднегодовую маржу в 1–2 руб./л для Аи-92.
Но этой весной оптовые цены превысили розничные, на заправках подскочили цены, маржа АЗС упала. Тогда правительству удалось договориться с нефтяниками, что те не повышают розничные цены, а правительство, в свою очередь, снижает акцизы. Меры правительства принесли результаты: ситуация на рынке, за исключением некоторых регионов (Дальний Восток, Камчатка, Восточная Сибирь), стабилизировалась, а цены снизились до уровня, обеспечивающего приемлемую доходность АЗС, отмечает Аркуша в письме. Но ситуация неустойчивая: уже во второй половине августа за несколько дней биржевой индекс на бензин вырос на 4000 руб./т, продолжает он. В целом с начала августа индекс Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, рассчитывающий цены в европейской части России, на бензин Аи-92 вырос на 4% до 46 022 руб./т, Аи-95 – на 7,8% до 49 978 руб./т.
«Биржевые котировки демонстрируют волатильность, но оснований для существенного роста мы не видим», – говорит начальник управления ФАС Дмитрий Махонин. Служба рекомендует нефтяникам в период осенних ремонтов на НПЗ направлять экспортные объемы на внутренний рынок. Но НПЗ это невыгодно. Дисконт цены внутреннего рынка к нетбэку (около 10 000 руб./т по бензину и около 4000 руб./т по дизтопливу) сохраняется и этот дисконт берут на себя НПЗ, тем самым сдерживая цены, объясняет директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов: «Это отрицательно влияет на маржу переработки. В таких условиях заводы будут рассчитывать на меры стимулирующего характера либо ждать изменений внешней конъюнктуры, в частности цен на нефть и курса рубля. Рубль выглядит неоправданно слабым, однако закончилось ли его обесценение или процесс продолжится, сейчас сказать сложно».
22 августа на совещании у Козака обсуждалась ситуация на топливном рынке. Маржа независимых АЗС сохраняется на приемлемом уровне, а, несмотря на меняющуюся внешнюю макроэкономическую конъюнктуру и выбытие ряда НПЗ на ремонты, угроза давления этих факторов на розничные цены минимальна, сообщил представитель Козака.
С июня АЗС действительно не повышают цены. По словам Махонина, и сейчас нет предпосылок для их роста. Но любая система имеет запас прочности, говорит президент Независимого топливного союза Павел Баженов. С 2019 г., как ожидается, вырастут налоги. Как правило, в таких ситуациях розничные цены начинают рост заблаговременно и растут плавно. «А учитывая то, что розница заморожена, регулятору придется в какой-то степени их отпустить», – говорит Баженов.
По оценке ФАС, доля налогов в конечной цене 1 л бензина – 65%. Правда, эксперты Vygon Consulting оценивают эту долю в 37%, а с учетом таможенной субсидии – в 16%, т. е. на цены влияют объективные рыночные и регуляторные факторы, а доля налогов относительно невысока.
Представители Минэнерго, нефтяных компаний не ответили на запросы «Ведомостей».