Чиновники ищут способы перейти на расчеты в рублях во внешней торговле
Но вряд ли удастся заставить делать это и российский, и иностранный бизнесКак снизить зависимость российской экономики от доллара, чиновники обсуждают еще с введения санкций против России. В апреле 2014 г. президент ВТБ Андрей Костин торопил ЦБ и правительство «немедленно» начинать переводить расчеты по внешней торговле в рубли. Спустя более чем четыре года власти откликнулись конкретными предложениями – правительство разработало план снижения зависимости страны от доллара, рассказали в среду министр экономического развития Максим Орешкин, помощник президента Андрей Белоусов и представитель правительства. Об ограничениях на расчеты в долларах и на их хождение речи не идет, заверил представитель правительства: но прорабатываются меры, стимулирующие переход на расчеты в рублях.
Плана даже три, рассказывают два федеральных чиновника, – Минфина, Минэкономразвития и ЦБ. Минфин ищет способы смягчить валютный контроль, Минэкономразвития – поддержать экспортеров, а регулятор – уменьшить привлекательность доллара для банков, рассказывает один из них.
Так, для экспортеров, заключающих контракты в рублях, Минфин уже предлагал ослабить контроль возврата валютной выручки и ускорить возврат НДС, рассказывал замминистра финансов Алексей Моисеев. ЦБ же с августа повысил нормативы резервов по обязательствам банков в иностранной валюте. Дальше нужно развивать финансовые рынки и создавать системы передачи информации между банками, сказал Орешкин.
Уже через неделю-две проект дедолларизации экономики должен утвердить премьер-министр Дмитрий Медведев, сообщило во вторник издание The Bell. Его основа – план Костина, направленный на «дальнейшее расширение использования рубля в международных расчетах», указывает издание. План, представленный Костиным в июле президенту Владимиру Путину, рассматривает Минфин, подтвердил представитель ВТБ. Среди предложений – максимально перевести размещение акций и облигаций на российский фондовый рынок, активнее осуществлять перерегистрацию собственности отечественных компаний в России, увеличить роль российской валюты в международных расчетах и на финансовых рынках, уточнил он. Вопрос снижения доли доллара в экономике не чья-то личная инициатива, а стратегическая линия правительства, заверил представитель правительства. Представитель первого вице-премьера и министра финансов Антона Силуанова отказался от комментариев, Центробанка – не ответил на запрос.
Доллара все еще много
Пока в расчетах России с миром превалирует доллар – на него приходится более 70% всех внешнеторговых платежей, следует из данных ЦБ. Рубли российские экспортеры получали всего за 12,8% поставок, евро – чуть больше 15%, свидетельствуют данные ЦБ.
Рубль же превалирует лишь в российских расчетах со странами ЕАЭС, следует из данных Межгосударственного банка: с 2010 по 2017 г. его доля в платежах выросла с 56 до 73,6%. Пользуются рублем эти страны и в расчетах без участия России: так, 25% платежей между Белоруссией и Казахстаном происходит в рублях.
В расчетах доля рубля мала, немногие центробанки формируют рублевые резервы, говорит главный экономист BCS Global Markets Владимир Тихомиров. Отказ от доллара повысит спрос на рубль, а центробанки стран-партнеров должны будут иметь рубль в резервах для обеспечения внешних сделок, объясняет он. Но сделать это будет сложно, признают эксперты. Единственная альтернатива доллару – евро, считает Тихомиров: 40% российского импорта и экспорта приходится на страны ЕС. Но даже с ними большинство российских расчетов происходит в долларах, следует из данных ЦБ. Возможно, с европейскими странами удастся договориться перевести контракты в евро, считает Тихомиров. Но если уйти из доллара в евро еще возможно, то в рубль – нет, категорична главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.
Бизнесу с рублем сложнее, но спокойнее
Сокращение доллара в экономике могло бы помочь бизнесу, опасающемуся санкций. Они усложняют экспорт российских компаний, жалуются сотрудники нескольких экспортирующих компаний. Из-за санкций США банки в странах – импортерах российской военной и части гражданской продукции отказываются проводить платежи российским поставщикам, даже если они не под санкциями, а также выдавать банковские гарантии, рассказывает «Ведомостям» менеджер одного из предприятий оборонной промышленности. Для этого ведутся переговоры о замене по важным контрактам банковских гарантий российскими гарантиями и переходе на клиринговые расчеты в национальных валютах, а также в таких свободно конвертируемых валютах, как, например, гонконгский или сингапурский доллар, рассказывает он. Иногда торговать в национальных валютах безопаснее, подтверждает сотрудник крупного российского экспортера.
Но как использовать национальную валюту других стран в России, не ясно. Фактически единственная ликвидная валюта из партнеров – это китайский юань, которым оплачивается уже более 10% товарооборота, говорит собеседник «Ведомостей» из предприятия оборонной промышленности.
Еще одна проблема – расчеты цен таких контрактов, предупреждает партнер TA Legal Consulting Иван Тертычный. Мировые цены на основные товары российского экспорта все равно остаются в долларах, экспортеры продолжат заключать контракты в долларах, но прописывая, что расчеты идут в национальной валюте. При этом экспортерам важно прописать, чтобы курс валюты считался таким, по какому они ее смогут продать, чтобы минимизировать потери, предупреждает он.
Без доллара сложно
Насильно дедолларизацию экономики провести нельзя – только если бороться с долларом и наказывать за него так, как в Советском Союзе, уверен профессор Высшей школы экономики, бывший первый зампред ЦБ Олег Вьюгин. Компании на свободном рынке всегда выбирают то, что им выгоднее, – текущая валютная структура расходов является оптимальной для бизнеса, согласен Илья Прилепский из Экономической экспертной группы: любое же изменение этой структуры приведет к дополнительным издержкам. Стимулами могут быть рублевые экспортные кредиты на более выгодных условиях по сравнению с долларовыми или частичная компенсация издержек хеджирования рисков, рассуждает он. А простимулировать зарубежных партнеров перейти на расчеты в рублях можно, лишь приняв на себя все риски валютного курса, замечает Вьюгин.
Вряд ли удастся увеличить роль рубля в международных расчетах и из-за слабой экономики, говорили опрошенные «Ведомостями» экономисты. «Нельзя насильно заставить мир рассчитываться в слабых валютах. Необходимости в дедолларизации в российской экономике нет, потому что нет такой проблемы: большая часть расчетов, кредитов и вкладов уже давно в рублях», – напоминал экономист и бывший зампред ЦБ Сергей Алексашенко.
Мир против доллара
Снизить роль доллара США в расчетах и операциях пытаются все больше стран. Так, Иран заявил о намерении сообщать данные о валютных резервах в евро, а не долларах, Китай старается заключать международные торговые договоры в юанях, а в марте начал торги фьючерсами на нефть, номинированными в юане. О переводе внешних расчетов в евро и другие валюты заявляли власти Венесуэлы, которые также в этом году ввели криптовалюту. Так, в 2015 г. почти в 60% стран, на долю которых приходится 76% мирового ВВП, валютный режим был в той или иной степени привязан к доллару, следовало из анализа профессора Гарвардского университета и бывшего главного экономиста МВФ Кеннета Рогоффа. По данным Банка международных расчетов, доллар участвует почти в девяти из каждых 10 сделок на мировом валютном рынке, дневной оборот которого составляет $5,1 трлн. А в валютных резервах центробанков, составляющих $11,42 трлн, на него приходится почти 60%. Побороть господство доллара пыталась единая валюта еврозоны, к 2009 г. доля евро в валютных резервах центробанков достигла максимума в 28%, но после долгового кризиса и страха дефолта некоторых стран она снизилась до 20%.-