Власти Ирана не могут одолеть черный валютный рынок

Американские санкции спровоцировали ажиотажный спрос... на доллары США
Черта дозволенного на валютном рынке Ирана постоянна меняется: «Сегодня это может быть уважаемый бизнес, а завтра – уже угроза «национальной безопасности», – говорит владелец сайта, публикующего неофициальные курсы
Черта дозволенного на валютном рынке Ирана постоянна меняется: «Сегодня это может быть уважаемый бизнес, а завтра – уже угроза «национальной безопасности», – говорит владелец сайта, публикующего неофициальные курсы / Hasan Sarbakhshian / AP Photo

Резкое падение курса риала в Иране спровоцировало в последние месяцы сильный спрос на доллары США. Иранцы стремятся сохранить сбережения на фоне экономических проблем и американских санкций. Поэтому в стране процветает черный валютный рынок: доллары доставляют даже под видом пиццы.

Если в январе за один доллар на черном рынке давали 43 000 риалов, то во вторник, 28 августа, – уже 107 000 риалов. Официальный курс за этот период снизился примерно с 36 000 до 42 000 риалов/$. В попытке остановить ослабление риала Тегеран ввязался в игру в кошки-мышки с торговцами валютой, которые работают нелегально при магазинах и через мессенджеры.

Недавно в центре Тегерана мужчина под видом разносчика пиццы доставил картонную коробку. В ней помимо самой пиццы находились еще $3000. Заказ на них он получил тремя часами ранее через Telegram, который пользуется большой популярностью в Иране благодаря шифрованию. Платеж, в том числе за пиццу, он получил в риалах переводом с банковской карты. «Я не наркодилер, но наше правительство заставило нас вести партизанскую войну», – утверждает подпольный торговец валютой Нима, координировавший транзакцию. Опасаясь ареста, он попросил не называть его полное имя.

В декабре в Иране начались масштабные протесты по поводу экономических проблем, но правительству удалось подавить их. В последние месяцы падение курса риала снова вызвало недовольство населения на фоне роста цен. В результате в июле своей должности лишился председатель центробанка Ирана, а в августе – министры труда и экономики. Во вторник уже сам президент Хасан Рухани вынужден был отвечать на вопросы парламента по поводу экономических проблем и ослабления риала.

В феврале, после возобновления падения курса риала, власти арестовали десятки валютчиков. В апреле правительство объявило нелегальной торговлю по курсам, которые сильно отличаются от официального. Из-за этого торговля валютой в основном ушла в подполье.

Дальнейшее ослабление риала вызвал выход США из международного соглашения по ядерной программе Ирана в мае. Оно было заключено в 2015 г. и освобождало Тегеран от многих санкций, но президент Дональд Трамп считает, что оно не изменило поведение Ирана на Ближнем Востоке. В августе Трамп снова ввел санкции против Тегерана, предполагающие в том числе ограничения на операции с риалом. В ноябре вступит в силу новый блок санкций, включающих запрет на импорт иранской нефти и транзакции финансовых организаций с центробанком Ирана. Теперь эксперты ожидают рецессии в иранской экономике в 2019 г.

В попытке увести бизнес с черного рынка Тегеран смягчил ограничения на обмен валюты. В июле открылся новый вторичный валютный рынок для небольших импортеров и экспортеров, желающих торговать валютой по рыночным курсам. В августе власти отменили запрет на обмен валюты не по официальному курсу. Но некоторые ограничения остаются. Например, на количество долларов, которые можно выдавать клиентам. По словам одного из участников черного рынка, в последние недели активность на нем снизилась. Но он объясняет это снижением спроса из-за рекордно высокого курса доллара.

Между тем, правительство продолжает бороться с торговцами валютой. Полиция 5 августа арестовала пять человек по обвинению в финансовых преступлениях, а через неделю – еще 67 человек по обвинению в экономических преступлениях.

Кроме того, в прошлом власти пытались заставить влиятельных участников черного рынка манипулировать курсами, утверждает Шахнам Голшани, торгующий валютой и золотом. Голшани сбежал в Турцию три года назад, после того как провел несколько лет в тюрьме за управление сайтом, на котором публиковались неофициальные валютные курсы. «В тюрьме они продолжали говорить мне, что выпустят меня, если я буду сотрудничать с ними в манипулировании курсами, – говорит он. – Они хотели влиять на рынок, находясь за кулисами».

Многие торговцы продолжают работать подпольно. При этом черта дозволенного на валютном рынке Ирана постоянна меняется, отмечает владелец сайта Bonbast.com, который публикует неофициальные курсы. «Сегодня это может быть уважаемый бизнес, а завтра – уже угроза «национальной безопасности», из-за чего крупных торговцев могут арестовать и приговорить к смертной казни», – говорит владелец этого сайта, попросивший не раскрывать его имя.

Торговцы валютой стараются не проводить транзакции через собственные банковские счета. Вместо этого они используют счета ресторанов или магазинов, которые совершают много операций. Очень осторожно действуют и те, кто использует Telegram и WhatsApp: они соглашаются работать с клиентами только по рекомендации и после телефонного разговора, во время которого пытаются выявить агентов спецслужб.

Нима и его партнер, обменявшие $3000 под видом доставки пиццы, никогда не используют телефоны, привязанные к их реальным именам. Обменом валюты они занимаются при магазине кожаных изделий. Чтобы обменять доллары, люди должны сказать пароль: «Я бы хотел скромную яркую кожаную сумку». После подтверждения суммы работник магазина приносит из подвала небольшую кожаную сумку с долларами.

Перевел Алексей Невельский