Чиновники выбрали инфраструктурные проекты, на которые делают ставку
Осталось самое сложное – найти для них инвесторовВ понедельник правительство утвердило комплексный план развития магистральный инфраструктуры, сообщил министр экономического развития Максим Орешкин (его цитирует «Интерфакс»). Подготовить его президент Владимир Путин поручал в послании Федеральному собранию. Построив крупные объекты инфраструктуры, правительство надеется решить сразу несколько проблем: разогреть экономику и ликвидировать инфраструктурное отставание страны.
Стоимость плана – 6,3 трлн руб., сказал министр транспорта Евгений Дитрих. Из них 2,3 трлн расходов профинансирует федеральный бюджет, следует из пояснительной записки к проекту бюджета на 2019–2021 гг. («Ведомости» ознакомились с копией, подлинность подтвердил федеральный чиновник.) Часть денег дадут регионы, но почти половину чиновники планируют привлечь у бизнеса. Где найти инвесторов, пока не ясно. Но часть проектов, попавших в магистральный план, есть и в списке, подготовленном для участников рабочей группы РСПП по отбору инвестиционных проектов (среди ее участников – НЛМК, «Северсталь», «Ростелеком», «Металлоинвест», «Новатэк», «Мечел», «Сибур» и т. д.). Рабочая версия такого списка обсуждалась на прошлой неделе.
Полный список проектов, попавших в магистральный план, пока не опубликован. Самым дорогим проектом может стать реконструкция дорог по маршруту Европа – Западный Китай из майского указа президента. Также в плане предусмотрены проекты строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Казань (всего на строительство предусмотрено около 200 млрд руб. из федерального бюджета и 300 млрд денег РЖД, уточняет чиновник), проекты развития Мурманского транспортного узла, портов Азово-Черноморского бассейна, реконструкция автодорог М5 и М7, обходы крупных городов – Нижнего Новгорода, Краснодара, Иванова, Рязани, создание узловых транспортно-логистических центров, реконструкция более 60 аэропортов, перечисляет участник совещаний в правительстве и подтверждает чиновник. Представитель Минэкономразвития отказался от комментариев, его коллега из Минтранса не ответил на запрос «Ведомостей». Представитель вице-премьера Максима Акимова, курирующего транспорт, не прокомментировала вошедшие в план проекты.
Строительство ВСМ Челябинск – Екатеринбург, которое было включено в одну из первых версий магистрального плана, в его финальную версию не вошло, уточнил участник совещаний в правительстве, а также подтвердил замминистра транспорта Алан Лушников. Весь проект оценивался в 360 млрд руб., из которых половину требовалось выделить из федерального бюджета. Дорога связала бы две агломерации, создав третий экономический центр страны, говорили эксперты. Без бюджетного софинансирования реализовать проект невозможно, рассказывал федеральный чиновник.
Зато в план попал Сахалинский мост, сообщил Дитрих (его цитирует «Интерфакс»). Но денег на его строительство пока не предусмотрено. Оно оценено в 543 млрд руб. (без учета НДС), вместе со строительством второй очереди БАМа цена проекта еще выше – 1,1 трлн руб. Но в проекте неверно подсчитана его инвестиционная привлекательность, и высок риск, что проект станет коммерчески не эффективным, объяснял собеседник «Ведомостей», знакомый с правительственными документами по проекту. Без бюджетных средств мост не построить, но если их выделить, возникает риск необоснованной траты средств, говорил он. В необходимости строительства моста также сомневались Акимов и помощник президента Андрей Белоусов, говорили чиновники и топ-менеджер угольной компании.
Магистральный план – это живой документ, какие-то объекты будут в него включаться, какие-то – выпадать из него, уточняет федеральный чиновник. Для того чтобы расставить приоритеты по проектам, Минэкономразвития готовит методику оценки социально-экономических эффектов, говорит он. «Будем сопоставлять сумму инвестиций и ожидаемые социально-экономические эффекты, чтобы понимать отдачу от инвестиций по каждому объекту», – рассказывает чиновник. Координационным же органом по плану станет правкомиссия по транспорту, уточняет собеседник «Ведомостей», знающий это от участника совещаний в правительстве.
Решение транспортных проблем грузовладельцев с привлечением их средств – работоспособная схема, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Но с учетом масштаба планов ключевой вопрос – в приоритизации проектов, замечает он, полностью реализовать амбиции невозможно и ключевой риск – начать реализацию большого количества проектов и увязнуть в них, самый опасный – ВСМ Москва – Казань: экономическая целесообразность неочевидна, а финансовая модель слабая. План не учитывает и риск падения сырьевых цен, а также введения санкций, это может серьезно повлиять на планы компаний, снизить доходы государства и инвесторов, резюмирует Бурмистров.-