Россия начинает инфраструктурный рывок

В проекте бюджета на это предусмотрено 5 трлн рублей
Комплексный план развития магистральной инфраструктуры получил значительно больше бюджетного финансирования
Комплексный план развития магистральной инфраструктуры получил значительно больше бюджетного финансирования / Ярослав Чингаев / для Ведомостей

Комплексный план развития магистральной инфраструктуры, по которому в ближайшие шесть лет будут строиться крупнейшие инфраструктурные объекты в России, получил значительно больше бюджетного финансирования, чем предполагали чиновники, – 2,3 трлн руб., написано в проекте бюджета. С его копией ознакомились «Ведомости», подлинность подтвердили несколько чиновников. Проектов было много, но ожидания бюджетной поддержки были скромнее, делится радостью один из чиновников: комплексный план правительство должно утвердить в понедельник, рассказывает чиновник, до этого преждевременно говорить, какие из проектов в него вошли.

В середине августа, когда проект плана магистральной инфраструктуры был направлен в правительство, в нем было описано 200 проектов почти на 7 трлн руб.: аэропорты, автомобильные и железные дороги, высокоскоростные магистрали. Чтобы все это построить, нужны частные инвестиции, а для них важно софинансирование из федерального бюджета. Некоторые инфраструктурные объекты должны были быть полностью построены из федеральных денег, на другие бюджетного софинансирования вовсе не было предусмотрено. Всего в бюджете на тот момент на магистральный план было 1,2 трлн руб., писал министр экономического развития Максим Орешкин председателю правительства Дмитрию Медведеву (подлинность документа подтверждали чиновники). Дополнительно предполагалось довести еще 500 млрд руб., говорилось в письме.

На все 200 проектов магистрального плана – а они были отобраны по экспресс-методике аналитического центра при правительстве – требовалось 3,1 трлн руб. бюджетных денег. Но расчет был на то, что часть проектов в итоговый вариант не войдет, говорили чиновники.

Представитель Минэкономразвития объяснял, что проекты из плана еще будут проходить фильтры (например, эффект для бюджета и социально-экономического развития регионов, степень проработанности, можно ли обойтись без бюджетных средств), а представитель Минтранса говорил, что предложения были направлены в Минэкономразвития.

Рынок с любопытством ждет методику оценки эффективности бюджетных вложений в проектах, посчитать это будет непросто, предупреждает партнер адвокатского бюро «Качкин и партнеры» Денис Качкин.

В предварительной версии плана, составленного Минэкономразвития, самым дорогим было строительство и реконструкция дорог маршрута Европа – Западный Китай из указа президента: 560 млрд руб., из которых бюджет может вложить 361 млрд. В документах к правительственным совещаниям в августе стоимость проекта оценивалась в 1 трлн руб., 825 млрд из которого должен дать бюджет. Стоимость реконструкции дороги М7 «Волга» в комплексном плане Минэкономразвития оценивалась еще в 375 млрд руб., из которых 345 млрд – бюджет. Из всех проектов высокоскоростных магистралей Минэкономразвития предлагает построить дорогу Москва – Казань (первый участок до Владимира) и Екатеринбург – Челябинск (из 1,5 трлн руб. общей стоимости двух проектов 350 млрд может дать бюджет).

Минтранс также предлагал реконструировать участки трасс М5 и М7, построить и реконструировать дороги на маршруте Европа – Западный Китай, построить мост через Волгу с обходом Тольятти (не менее 120 млрд руб.), рассказывает чиновник, а Минэкономразвития в дополнение к этому предлагало, например, построить мост через реку Лена, которого в версии Минтранса нет.

Горячо обсуждался в правительстве вопрос, сколько участков высокоскоростных магистралей нуждается в бюджетной поддержке, говорит чиновник. Считается, что именно такие проекты могут стимулировать рост экономики, но они дорогостоящие, а их экономика не всегда хорошо просчитана, рассказывал участник обсуждений. Главный принцип отбора проектов Минэкономразвития – помогают ли они усилить связи между крупнейшими агломерациями, напоминает другой чиновник.

Чтобы покрыть минимальные потребности в инфраструктуре, России требуется найти в бюджете 2,3 трлн руб., писали аналитики InfraOne. Помимо магистрального плана в проекте бюджета предусмотрено и другое финансирование инфраструктуры – например, ремонта автодорог по программе «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (1,2 трлн руб.), кроме того, проекты будут профинансированы из фонда развития, который создается внутри бюджета: на капитальное строительство и создание инфраструктуры в нем предусмотрено 1,5 трлн руб.

Россия стоит на пороге инфраструктурного рывка, уверен вице-президент Центра экономики инфраструктуры Павел Чистяков: транспорт – единственная сфера, которой посвящено два пункта майского указа. На качество жизни населения наибольшее влияние окажет приведение в нормативное состояние региональных автомобильных дорог, реконструкция аэропортов и децентрализация авиационных маршрутов, на рост экономики – проекты высокоскоростной магистрали Москва – Казань, автодороги Европа – Западный Китай и ускорение движения контейнерных поездов в увязке с созданием узловых транспортно-логистических центров. Эти проекты повысят транспортную доступность из регионов России до глобальных рынков, заключает Чистяков. Рынок к амбициозным планам готов, бюджетное софинансирование положит начало масштабным инфраструктурным стройкам, говорит партнер Herbert Smith Freehills Ольга Ревзина.-