Минфин предлагает правительству думать больше о макроэкономической стабильности

Такой сценарий предложен в проекте бюджета на следующие три года
Повысить НДС с 18 до 20%, увеличить пенсионный возраст, завершить налоговый маневр в нефтяном секторе – такие меры правительство одобрило вскоре после избрания Путина
Повысить НДС с 18 до 20%, увеличить пенсионный возраст, завершить налоговый маневр в нефтяном секторе – такие меры правительство одобрило вскоре после избрания Путина / Максим Стулов / Ведомости

Повысить НДС с 18 до 20%, увеличить пенсионный возраст, завершить налоговый маневр в нефтяном секторе – такие меры правительство одобрило вскоре после избрания президентом Владимира Путина, чтобы выполнить его предвыборные обещания, сохранив бюджет профицитным. Сделать это удалось – доходы федерального бюджета будут превышать расходы все ближайшие три года, следует из проекта федерального бюджета на 2019–2021 гг. («Ведомости» ознакомились с копией, подлинность подтвердил федеральный чиновник). В четверг документ рассмотрит правительство. Представитель Минфина отказался от комментариев.

На чем заработает бюджет

И расходы, и доходы серьезно растут по сравнению с действующим бюджетом на 2018–2020 гг. Расходы в следующие три года сохранятся примерно на одном уровне – около 17% ВВП вместо ожидавшихся менее 16% ВВП. Доходы вырастут существенно больше – до 18,7, 18 и 17,2% ВВП соответственно с 15,1 и 14,8%.

Повышение НДС принесет бюджету уже в 2019 г. дополнительные 500 млрд руб. и почти 600 млрд – в 2020–2021 гг. От завершения налогового маневра в нефтяной отрасли бюджет начнет выигрывать только с 2020 г. – дополнительные поступления составят 253 млрд руб., а в 2021 г. – 225 млрд.

Повысить НДС с 18 до 20%, увеличить пенсионный возраст, завершить налоговый маневр в нефтяном секторе – такие меры правительство одобрило вскоре после избрания Путина

А от повышения пенсионного возраста – с 2021 г. В 2019–2020 гг. трансферт на обязательное пенсионное страхование увеличится на 411 млрд и 430 млрд руб. соответственно, следует из проекта бюджета Пенсионного фонда («Ведомости» ознакомились с копией). В первые два года реформы бюджет будет экономить лишь на одном поколении несостоявшихся пенсионеров – тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019 г., поясняла старший научный сотрудник НИФИ Минфина Татьяна Омельчук. И то далеко не на всех: Путин предоставил людям, которые должны были выйти на пенсию в 2019–2020 гг., возможность сделать это за полгода до достижения нового пенсионного возраста. Кроме того, большинство пенсионеров и так продолжили бы работать, а часть – не работают вовсе или работают неформально и взносы не платят. В итоге бюджет в 2019 г. сэкономит на страховых пенсиях примерно 80 000 человек, оценивает директор НИФИ Владимир Назаров. Но в 2021 г. на пенсию не выйдет уже два поколения – и пенсионный трансферт сократится на 160,6 млрд руб. Реформа позволит проиндексировать страховую пенсию и фиксированную выплату к ней для неработающих пенсионеров темпами, близкими к индексации зарплат: в 2019 г. – на 7,05%, в 2020 и 2021-м – на 6,6 и 6,3%, следует из проекта бюджета ПФР. Таким образом, среднегодовая пенсия неработающего пенсионера в следующем году составит 14 800 руб., к 2021 г. вырастет до 16 600 руб., а к 2024 г. должна достичь 20 000 руб.

Дорогие нацпроекты

Дополнительные доходы бюджета в основном пойдут на выполнение 13 национальных проектов, которые сейчас рассматривает правительство. В 2019–2021 гг. расходы на 5,5 трлн руб. напрямую связаны с новым майским указом Путина – за шесть лет на проекты планируется потратить 13,1 трлн руб. Часть этих расходов, правда, будет перераспределена уже ко второму чтению проекта бюджета в Госдуме – все проекты будут утверждены только к 1 октября, говорится в пояснительной записке к бюджету. Базовые же расходы бюджета оказались выше изначального плана на 2019–2020 гг. больше чем на 3%, оценивает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.

Новой строкой бюджета стал Фонд развития. Для его наполнения Минфин привлечет на внутреннем рынке 410 млрд руб. в 2019 г., а в 2020–2021 гг. – 590 млрд и 610 млрд соответственно. Однако Минфин расходовать деньги предлагает не только на инфраструктурные проекты, но и на текущие расходы, например на подключение к интернету образовательных учреждений, чиновников и акушерских пунктов (на это планируется потратить почти 150 млрд руб.), субсидирование сертификации сельхозпроизводителей (2,7 млрд), создание сети представителей Минсельхоза за рубежом (3 млрд), докапитализацию Корпорации малого и среднего бизнеса (27 млрд.). Фонд развития в таком виде стал простой строкой бюджета, куда попало все то, что не вошло в другие расходы, признает федеральный чиновник. Это фактически квазибюджет, говорит Александра Суслина из Экономической экспертной группы, инструмент ручного управления, когда не ясны ни принципы отбора проектов, ни правила работы самого фонда.

Экономика ждет денег

Структура расходов бюджета изменилась. Например, доля образования в 2019–2021 гг. по сравнению с 2018 г. увеличится с 4,2 до 4,6% ВВП, здравоохранения – с 3,2 до 3,6, 5 и 4,5% в 2019–2021 гг. соответственно. Но по отношению к экономике расходы федерального бюджета на образование увеличатся с 0,7 до 0,8% ВВП в 2019 и 2020 гг., затем вновь уменьшатся до 0,7% ВВП в 2021-м. Расходы на здравоохранение в 2019 г. останутся на уровне 0,6%, а затем увеличатся до 0,8 и 0,7% ВВП. Примерно столько же тратит федеральный бюджет на эти направления в этом году. При этом расходы на национальную оборону снижаются с 3% ВВП в 2018 г. до 2,7% в 2021 г., а на безопасность – с 2,1 до 2% ВВП. Структура расходов не учитывает расходы на национальные проекты, уточняет федеральный чиновник. Так, на проект по образованию за три года планируется потратить больше 350 млрд руб., на науку – около 130 млрд руб., на здравоохранение – почти 700 млрд руб. Это изменит структуру расходов по отношению к ВВП, но не кардинально, предупреждает другой федеральный чиновник. Для существенного маневра недостаточно свободных средств, согласна Суслина.

Повысить НДС с 18 до 20%, увеличить пенсионный возраст, завершить налоговый маневр в нефтяном секторе – такие меры правительство одобрило вскоре после избрания Путина

К тому же свободу маневра для бюджета ограничивают запросы нефтяников и Минэнерго, предлагающих предоставить им новые льготы для стимулирования добычи и увеличить компенсацию из-за налогового маневра.

Проект бюджета, финансирование расходов которого обеспечено увеличением налогов, ориентирован не на рост экономики, а на сокращение его зависимости от нефти, считает Орлова. Цена нефти, балансирующая бюджет, снизится с $67/барр. в 2017 г. и прогнозируемого на этот год $61/барр. примерно до $50/барр. в 2019 г. – минимальный уровень с 2008 г., оценивает она. Это прямое ужесточение бюджетной политики, несмотря на финансирование дополнительных расходов, бюджет остается жестким и сдерживающим экономику, заключает Орлова.