ВЭБ под руководством Шувалова станет кредитным синдикатом

Количество профинансированных ВЭБом проектов может вырасти в разы
Председатель ВЭБа Игорь Шувалов хочет объединяться с другими банками для кредитования проектов
Председатель ВЭБа Игорь Шувалов хочет объединяться с другими банками для кредитования проектов / Александр Тарасенков / PhotoXpress

Внешэкономбанк (ВЭБ), которому предстоит принять участие в выполнении программы Владимира Путина на этот президентский срок, придумал, как сделать то, ради чего он был создан, – привлекать инвестиции в экономику. ВЭБ сделает ставку на синдицированное кредитование – совместно с коммерческими банками, рассказали «Ведомостям» первый зампред ВЭБа Николай Цехомский и зампред Юрий Корсун. Так госкорпорация рассчитывает помочь инвесторам найти деньги, снизить их стоимость и увеличить число проектов.

Два года назад правительству пришлось спасать ВЭБ от угрозы дефолта, а госкорпорация почти полностью свернула кредитование. Теперь, когда ВЭБ расчистил баланс от наиболее проблемных активов, власти ждут от него активной работы. Госкорпорацию возглавил бывший первый вице-премьер Игорь Шувалов, а его недавний начальник Дмитрий Медведев назвал ВЭБ «основным инструментом» выполнения майского указа президента. Для этого ВЭБ может получить очередную помощь – 300 млрд руб. из фонда национального благосостояния (ФНБ) на докапитализацию, сообщал первый вице-премьер – министр финансов Антон Силуанов.

Стимулировать рост инвестиций ВЭБ хочет в партнерстве с коммерческими банками – более активное сотрудничество с ними предусмотрено и обновленным меморандумом госкорпорации. Сейчас ВЭБ, как правило, выступает в проектах единственным кредитором. Доля синдицированного кредитования менее 10%, говорит Цехомский, пропорция должна измениться в обратную сторону: «Если вложим один рубль – это будет один рубль в экономике, а если мы стимулируем привлечение кредитов коммерческих банков, возникает мультипликативный эффект».

Сейчас большинство проектов ВЭБ обсуждает с тремя госбанками – Сбербанком, Газпромбанком, ВТБ, рассказывает Корсун, но задача – вовлечь как можно больше кредитных организаций, договор о намерениях участвовать в синдикатах с ВЭБом подписали более 10 банков. Привлекать банки ВЭБ планирует, принимая на себя риски, связанные с конъюнктурой рынка, цикличностью цен, инфляцией, превышением сметы, в некоторых случаях ВЭБ позволит другим кредиторам первыми получать деньги при банкротстве, перечисляет Цехомский, при необходимости ВЭБ может помочь заемщику погасить проценты, чтобы банкам не пришлось досоздавать резервы, а также предоставить гарантии по кредиту. Предоставление гарантий банкам на случай, если акционеры проекта не справляются, достаточно новый инструмент, вопрос в том, как он будет применяться, говорит партнер KPMG Степан Светанков.

На долю проектного финансирования приходится более половины кредитного портфеля ВЭБа, который, согласно отчетности по МСФО на 30 июня, составлял 1,8 трлн руб. С конца 2016 г. он сократился на 100 млрд руб., а с конца 2015 г. – почти на 800 млрд. Синдицированное кредитование поможет ВЭБу экономить и ликвидность, и капитал. Рост ВЭБа ограничен фондированием, говорит аналитик Fitch Александр Данилов: он не может привлекать депозиты, лишен зарубежных заимствований из-за санкций, но должен гасить внешние обязательства. Основной источник фондирования сейчас – облигации. Выпусков облигаций у ВЭБа немного – в основном краткосрочные, а доходность по 10-летним выпускам – 8–9%. Слишком дорого для банка развития, замечает Данилов, это увеличивает и ставки по его кредитам.

Чтобы снижать ставку и активно привлекать коммерческие банки в синдикаты, ВЭБ обсуждает с Минфином предоставление субсидий, говорит Цехомский. Их размер зависит от количества и стоимости проектов, но в идеале деньги ВЭБа должны быть дешевле рыночных, продолжает он, более низкая долговая нагрузка на проект выгодна и банкам – меньше риски. Представитель Минфина от комментариев отказался, заметив, что Силуанов уже назвал сумму поддержки ВЭБа.

Возможно, средства ФНБ будут предоставлены не для докапитализации, а в виде депозита на более выгодных, чем рыночные, условиях, говорит чиновник: активно финансировать проекты ВЭБ будет ближе к 2020–2021 гг., сейчас они только готовятся.

ВЭБ пытался участвовать в синдикатах с банками еще под руководством Владимира Дмитриева, но санкции закрыли западные рынки, а для большого числа сделок с отечественными банками и по российскому праву не хватало гибкого регулирования (один из реализованных проектов – первый участок трассы М11 Москва – Санкт-Петербург). Развивать синдицирование планировал и предшественник Шувалова – бывший председатель ВЭБа Сергей Горьков, который добивался изменения законодательства и запустил фабрику проектного финансирования.

Закон, вступивший в силу в феврале, вводит гибкое регулирование синдицированных кредитов, позволяя банкам выбирать уровень рисков и распределять их между собой, определять порядок погашения и реструктуризации долга, говорит старший юрист Squire Patton Boggs Константин Макаревич. «Теперь для синдицированного кредитования на российском рынке есть все условия», – уверен федеральный чиновник.

Рынок готов, считает Корсун: банки согласовали стандартный договор о синдицированном кредите, начали кредитовать проекты по плавающей ставке, из-за ужесточения регулирования они заинтересованы в том, чтобы делить риски и не досоздавать резервы, ожидается рост числа проектов. Крупные проекты, например в сфере нефтегазопереработки, стоимостью около $10 млрд никто не возьмется финансировать в одиночку, замечает Корсун. Приблизительно столько стоит строительство автомагистрали Европа – Западный Китай, которая внесена в майский указ, почти втрое дороже высокоскоростная магистраль Москва – Казань – 1,8 трлн руб. с учетом частных инвестиций. А в сентябре правительство собирается утвердить план развития инфраструктуры ценой 7 трлн руб. ВЭБ хочет раскручивать проекты: разрабатывать через «ВЭБ-инфраструктуру», делая часть работы за коммерческие банки, и передавать рынку, финансируя лишь на 10–40%, говорит сотрудник компании, получившей синдицированный кредит с участием ВЭБа: так и должен работать институт развития, рынку предложено приносить проекты.

Газпромбанк обсуждает возможное синдицирование с ВЭБом для финансирования проектов магистрального плана инфраструктуры, в том числе транспортной и современной мусоропереработки, рассказывает вице-президент Газпромбанка Павел Бруссер. ВТБ готовит с ВЭБом «весьма масштабные» сделки в портовой и железнодорожной инфраструктуре, в газохимии, говорит представитель ВТБ. Представитель Сбербанка от комментариев отказался. «Планы ВЭБа рынку известны, оптимизм есть: в таких проектах есть транши с разными сроками погашения, ВЭБ берет на себя самую долгосрочную часть финансирования, что позволяет другим банкам их финансировать», – рассказывает директор управления машиностроения Альфа-банка Михаил Носко: синдикат частных банков с госбанками и ВЭБом возможен, а решение Альфа-банка о финансировании, как обычно, будет зависеть от окупаемости проекта и оценки рисков. Успех нового подхода можно будет оценить лишь на практике, осторожен топ-менеджер одного из крупнейших частных банков.

Возможность размещать деньги в проектах ВЭБа открывает банкам новый рынок, говорит партнер «Качкин и партнеры» Денис Качкин. Чтобы массово делать проекты с коммерческими банками, нужно ускорить сроки их рассмотрения ВЭБом, говорит партнер EY Дмитрий Ковалев, и очевидно, что качество анализа рисков и проработки проектов в кооперации с другими банками должно вырасти. На стадии разработки, когда за проект берется ВЭБ, высоки риски, что он не будет реализован, говорит Светанков, но в темную комнату всегда веселее заходить вместе.

Председатель ВЭБа Игорь Шувалов хочет объединяться с другими банками для кредитования проектов