Рынок ждет от ЦБ повышения ключевой ставки 14 сентября
На это могут указывать растущие ставки денежного рынкаРоссийский рынок ждет, что ЦБ повысит ключевую ставку на заседании 14 сентября. Об этом говорит рост ставок на денежном рынке, следует из обзора «О чем говорят тренды» департамента исследований и прогнозирования ЦБ за август (выводы и рекомендации в нем могут не совпадать с официальной позицией регулятора).
Ставки денежного рынка на срок от одного до трех месяцев выросли в августе, что, как пишут аналитики ЦБ, может отражать изменение рыночных ожиданий в пользу возможного повышения ключевой ставки. Так, ставка MosPrime (средняя ставка рублевых межбанковских кредитов на московском рынке) на три месяца выросла с 7,40–7,45% в конце июля до 7,65% в конца августа, отмечается в обзоре.
Ставки денежного рынка отражают и ожидания рынка относительно уровня ключевой ставки, и уровень различных премий, говорит главный экономист «ВТБ капитала» Александр Исаков. Так, ставка овернайт RUONIA (средняя ставка однодневных рублевых депозитов) складывается из ключевой ставки и поправки на уровень ликвидности, ставка MosPrime, в свою очередь, – из ожиданий средней ставки овернайт и определенного спреда. Соответственно, изменения этих индикаторов происходят, когда меняются ожидания по траектории ключевой ставки, либо же из-за изменений спреда за различные риски или ликвидность, указывает он.
Рост ставок на денежном рынке может говорить об определенных ожиданиях инвесторов, но на ставки влияет много факторов, считает управляющий УК «Райффайзен капитал» Константин Артемов. К примеру, говорит он, есть связь между денежным рынком и рынком ОФЗ и рост доходностей долгосрочных гособлигаций постепенно перетекает в рост ставок краткосрочных инструментов. По его словам, на рост ставок теоретически может влиять и нехватка рублевой ликвидности, хотя вряд ли этот фактор влиял на денежный рынок в августе. Кроме того, добавляет Артемов, если говорить о ставке MosPrime, то рост был не таким существенным. «Поэтому было бы слишком смело говорить, что рынок ждет роста ключевой ставки», – полагает он.
Вопрос в том, о каких инвесторах идет речь, считает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Если рынок в основном представлен локальными инвесторами, то рост ставок отражает скорее изменение курса валюты. Такие инвесторы, как правило, не думают о политике ЦБ, рассуждает Орлова: они реагируют на скачок курса и начинают выходить из рублевых инструментов и инвестировать в валюту, чтобы получить дополнительную доходность. Это и приводит к росту ставок. Международные же инвесторы принимают решения на основе макроэкономических моделей, поэтому в таком случае, добавляет Орлова, справедливо можно говорить о том, что в росте ставок заложены определенные ожидания по политике ЦБ.
Открытым вопросом остается то, как изменения ожиданий рынка по траектории ключевой ставки влияют на решения регулятора о ее уровне, отмечает Исаков.
ЦБ с марта держит ключевую ставку на уровне 7,25%. Во вторник председатель ЦБ Эльвира Набиуллина впервые заявила, что регулятор будет обсуждать возможное повышение ставки. Аналогичное заявление в четверг сделал руководитель департамента денежно-кредитной политики ЦБ Алексей Заботкин, отметивший, что за последний месяц появились факторы для повышения ставки.
ЦБ, скорее всего, сохранит ключевую ставку неизменной 14 сентября, считает зампред, главный экономист Внешэкономбанка Андрей Клепач. Вряд ли ЦБ повысит ключевую ставку раньше чем во II квартале 2019 г., сомневается Орлова: запас инфляции пока позволяет регулятору оставить ставку без изменений. В августе инфляция составила 3,1% в годовом выражении при цели ЦБ в 4%. Маловероятно, что ЦБ повысит ключевую ставку до конца года, согласен Артемов. Для этого инфляция должна повыситься до уровня около 5% в годовом выражении, считает он.
«Единственное, что может спровоцировать ЦБ повысить ставку раньше, – это резкий скачок курса», – отмечает Артемов. Риски незначительного превышения инфляцией целевого уровня 4% к концу 2018 г. немного выросли из-за ослабления рубля в августе, говорится в обзоре ЦБ, но в целом рост цен в 2018 г. не должен превысить таргет.