Торговый конфликт может подорвать нефтяную дружбу между США и Китаем

Американцы пострадают от этого больше, чем китайцы
В начале 2017 г. Китай обогнал США как крупнейший импортер нефти в мире, а в январе 2018 г. закупил за рубежом 298 млн баррелей
В начале 2017 г. Китай обогнал США как крупнейший импортер нефти в мире, а в январе 2018 г. закупил за рубежом 298 млн баррелей / REUTERS

США входят в эпоху «энергетического господства», заявлял ранее президент Дональд Трамп, указывая на продолжающийся бум в национальной нефтяной отрасли. Однако обостряющееся торговое противостояние с Китаем может обернуться для американских нефтяников упущенной возможностью по завоеванию стратегического рынка.

Китай стал крупнейшим новым потребителем американской нефти, добыча которой растет благодаря разработке сланцевых месторождений. И по совокупным закупкам нефти в США он уже занимает второе место после Канады, приобретя в 2017 г. около 20% американского экспорта.

Пока нефть не попала в список из 545 американских экспортных товаров, от морских ежей до соевых бобов, которые Китай обложил пошлинами в ответ на введенный Вашингтоном импортный сбор с китайских товаров на $34 млрд. Однако она включена в список 114 товаров, с которых Пекин может начать взимать пошлины, если торговый конфликт усугубится и США введут меры еще на $16 млрд (совокупная обещанная стоимость экспорта, подпадающего под пошлины в первом раунде, – $50 млрд).

«Китай для США важный рынок, но для Китая американские поставки составляют лишь 3%, – говорит Суреш Сиванандам, старший менеджер по Азии консалтинговой компании Wood Mackenzie. – Так что американцы здесь теряют гораздо больше, чем китайцы».

Сланцевый бум дал США возможность выйти на второй по потреблению нефти рынок мира, стремительно наращивая поставки после отмены запрета на экспорт нефти в 2015 г. Азиатские НПЗ, включая китайские, в большинстве своем приспособлены для переработки российской и ближневосточной нефти со средним содержанием серы. Но в последние годы они стали развивать мощности для работы с низкосернистой американской нефтью. Для Китая в этом был чисто экономический расчет: американская нефть WTI уже не один год торгуется с дисконтом к Brent, причем если в 2016 – первой половине 2017 г. он составлял около $2 за баррель, то затем резко вырос, нередко превышая $5 (в июне 2018 г. дисконт составил $9,05 за баррель). Это во многом объясняется избытком нефти на внутреннем рынке США, который образовался из-за нехватки мощностей для ее транспортировки с месторождений на НПЗ и экспортные терминалы.

Два-три года назад замедление экономики Китая и активное развитие там возобновляемой энергетики породило опасения, что потребление нефти в стране достигло пика. Однако рост популярности внедорожников и авиапутешествий указывает на устойчивость спроса на топливо. Импорт нефти вырос в последние годы, составив в январе 298 млн баррелей. В начале 2017 г. Китай обогнал США как крупнейший импортер нефти в мире. Теперь зарубежные поставки нефти обеспечивают 70% его потребностей, и, по прогнозу Международного энергетического агентства, этот показатель может достичь 80% к 2040 г.

В начале 2017 г. Китай обогнал США как крупнейший импортер нефти в мире, а в январе 2018 г. закупил за рубежом 298 млн баррелей

Возможности наращивания собственной добычи в Китае ограничены такими факторами, как истощение имеющихся традиционных месторождений и нахождение сланцевых месторождений в отдаленных областях с малым количеством воды (которая нужна в больших объемах для их разработки).

Но теперь отношения между американскими и китайскими нефтяниками могут осложниться из-за торговой войны между странами. Кроме того, ОПЕК и другие участвующие в соглашении об ограничении добычи страны в июне договорились ее увеличить, поэтому вскоре могут вырасти поставки в Китай из России и Саудовской Аравии.

Если пошлины на импорт американской нефти будут введены, ее поставщики скорее всего лишатся крупного источника устойчивого спроса в Китае и им придется искать более мелких покупателей, разбросанных по другим странам. «Менее оптимальная структура торговли невыгодна ни продавцам, ни потребителям, – говорит Эрик Норланд, старший экономист CME Group. – Когда вводятся барьеры, снижается эффективность».

Потеря возможности завоевать значительную долю китайского рынка также лишит США шансов влиять на Пекин в других областях, связанных с национальными интересами, таких как внешняя политика, оборона, инновации. Не стоит ждать снижения спроса на нефть в Китае, говорят теперь аналитики, скорее всего, он продолжит расти по крайней мере еще пару десятилетий.

Перевел Михаил Оверченко