Торговая война началась
Как она повлияет на мировые рынки и производственные цепочкиВ пятницу две крупнейшие экономики мира ввели импортные пошлины на товары друг друга на $34 млрд каждая. Министерство торговли Китая обвинило США в «разжигании крупнейшей торговой войны в экономической истории», а президент Дональд Трамп пригрозил обложить пошлинами весь китайский импорт. Кроме того, может открыться второй фронт в автосекторе, а в противостояние втянется гораздо больше стран.
Война объявлена
После того как в полночь в США начали действовать 25%-ные пошлины на 818 китайских товаров, Трамп заявил, что сборы на оставшиеся $16 млрд (в его указе говорится о $50 млрд) будут введены через две недели. «В резерве» пошлины на $200 млрд, если Китай ответит своими мерами, а затем – еще на $300 млрд, сказал Трамп, добавив: «Это только для Китая». Это больше, чем китайский импорт товаров за 2017 г. ($505,6 млрд).
«Теперь очевидно, что торговым партнерам США нужно воспринимать угрозы Трампа по пошлинам и буквально, и всерьез», – считает Эдвард Прасад из Корнеллского университета, бывший директор МВФ по Китаю. «Можно сказать, что торговая война официально началась, – сказал Reuters Чень Фэйсян, профессор прикладной экономики Shanghai Jiaotong University. – Если она закончится на $34 млрд, то окажет незначительный эффект на обе экономики, но, если будет эскалация до $500 млрд, как сказал Трамп, удар по обеим странам будет сильный».
Поставки из США в Китай в 2017 г. составили лишь $130 млрд. Но Китай может применить другие меры. По словам Эндрю Гилхолма, директора Control Risks, его фирма завалена заявками на консультации, как китайские власти могут осложнить работу иностранных компаний, в том числе в секторе полупроводников и электромобилей – областях, где Пекин намерен стать мировым лидером. В числе таких мер могут быть длительные проверки – налоговые, трудовые, санитарные и таможенные, рассказал Гилхолм The Wall Street Journal. Компании также обеспокоены возможной потерей выручки, если китайцы станут бойкотировать американские продукты. В некоторых китайских портах уже задерживают растаможивание американских товаров, рассказали Reuters четыре информированных источника.
По оценке JPMorgan Chase, первый раунд пошлин затрагивает 2% китайского экспорта. Если же США обложат 25%-ными пошлинами все поставки из Китая, рост его ВВП может замедлиться на 0,5 процентного пункта. Пошлины на $50 млрд отнимут у ВВП 0,2 п. п., заявил советник Народного банка Китая Ма Цзюнь.
Эти расчеты не учитывают побочного ущерба и изменений в настроениях. Переброска бизнеса в другие страны может привести к росту цен на факторы производства и конечную продукцию на 5% в следующем году, свидетельствует недавний опрос Национальной ассоциации производителей США. Некоторые американские компании уже сокращают или откладывают капиталовложения из-за неопределенности в торговле, свидетельствует опубликованный на прошлой неделе протокол заседания управляющих ФРС США.
«Наш базовый прогноз предусматривает лишь небольшую эскалацию торговой войны этим летом, – написали в отчете аналитики Bank of America Merrill Lynch. – Но мы не можем исключить полномасштабной, провоцирующей рецессию торговой войны».
Передел рынков
Товары для первых американских пошлин выбраны так, чтобы рядовой потребитель не ощутил удара по кошельку. В частности, не подорожает iPhone, в производстве которого Apple почти целиком зависит от китайских заводов, управляемых тайваньской Foxconn, одежда, игрушки.
Китайские же пошлины в основном подобраны для товаров из районов, голосовавших за Трампа (в ноябре в США пройдут промежуточные выборы в конгресс): в 20% таких округов под ударом окажется более 25% региональной экономики. Сильно пострадают фермеры, выращивающие соевые бобы, автопроизводители на Среднем Западе, нефтяники в Дакоте и Техасе. Китай – крупнейший в мире импортер соевых бобов, а в 2017 г. стал вторым после Канады импортером американской нефти.
Китайские импортеры уже почти перестали заказывать бобы в США, зато в мае купили их в Бразилии на 30% больше, чем годом ранее. Вместо американской нефти Китай может увеличить закупки иранской – с дисконтом из-за новых санкций США, полагают аналитики.
Значительные перемены могут ожидать авторынок, где в будущем возможны гораздо более серьезные потрясения. Из Китая в США поставляется мало машин. Но вот от новых 40%-ных пошлин на импорт из США в Китай пострадают не только американские автоконцерны, но и, например, Daimler и BMW, которые поставляют в Китай выпускаемые в США кроссоверы. Зато с 1 июля Пекин снизил пошлины на импорт автомобилей из других стран с 25 до 15%. «Когда одна дверь закрывается, другие открываются», – заявил в июне китайский лидер Си Цзиньпин. Ford и General Motors намеревались увеличить производство в Китае, в том числе для последующего экспорта в США (Ford переводит в Китай все мировое производство модели Focus). Теперь им придется заняться «сценарным планированием», считает Джанет Льюис из Macquarie Capital Research.
Гораздо более серьезные последствия могут ожидать мировой авторынок в результате проводящегося по приказу Трампа расследования, не представляет ли импорт автомобилей и запчастей угрозу национальной безопасности США (именно на этом основании были введены пошлины на сталь и алюминий). В 2017 г. США импортировали легковых автомобилей и легких грузовиков на $192 млрд, а запчастей, которые сейчас не облагаются пошлинами, – на $143 млрд (из них из Китая – на $9 млрд). «Если автокомпании могут избежать пошлин, переместив производство в США, сделать это с запчастями будет труднее, поскольку это сильно интегрированная отрасль с глобальными цепочками поставок», – пишут аналитики Citigroup. По данным China Automotive Information Net, заводы в Китае есть у 33 международных производителей автозапчастей.
Ответить на эти пошлины, если они будут введены, планирует не только Китай. Еврокомиссия работает над планом по введению пошлин на $10 млрд на товары из США, если те введут сборы на европейские машины и запчасти, которых в 2017 г. было поставлено из ЕС на $61 млрд.
Рынки испугались заранее
Введение пошлин США и Китаем не повлияло на фондовые рынки. Индекс S&P 500 вырос в пятницу на 0,85%, Shanghai Composite отыграл потери и поднялся на 0,5%.
Участники рынков включили ожидания введения пошлин в цены и, как часто бывает, факт уже не отыгрывали, считает Йон Триси, соиздатель инвестиционного бюллетеня Fuller Treacy Money. Негативные настроения особенно видны в последние месяцы на динамике китайского рынка, который с пика в конце января упал на 22,8%, а американский торгуется в боковике. Кроме того, ранее сильно подешевели акции компаний отраслей, которые, как ожидалось, пострадают от пошлин, о которых Трамп говорил с февраля. На рынки влияют не только торговые конфликты, отмечает Триси: Китай борется с теневым банковским сектором, что сокращает ликвидность, а экономика замедляется, в США она в первом полугодии набирала ход.
На фоне торговой войны серьезное беспокойство вызывает резкое падение цен на медь, которая традиционно считается индикатором ситуации в производственном секторе (так как применяется во многих отраслях – от строительства до электроники) и крупнейшим потребителем которой является Китай, отмечает Триси. С пика 7 июня цена трехмесячного фьючерса на LME упала на 13,5%.
Торговое противостояние продолжится по меньшей мере до следующего года, так как быстро растущая экономика США пока особо не почувствует его негативных последствий, считает Дэвид Доллар из Brookings Institution. Пошлины на $200 млрд, которыми грозит Трамп, из-за процедурных ограничений тоже не будут готовы к введению раньше поздней осени, а на ноябрьских выборах в конгресс поддерживающие Трампа республиканцы могут разыграть карту «борьбы с Китаем», сказал он WSJ.-
«Пегас» не успел
Пока главной мишенью Пекина в торговой войне стали соевые бобы, импорт которых из США составил $14 млрд в 2017 г. В пятницу внимание пользователей китайских соцсетей было привлечено к тому, успеет ли последнее судно с грузом соевых бобов Peak Pegasus доставить их в порт Даляня до полудня, когда вступали в силу пошлины. Эта тема в сервисе Weibo стала даже более обсуждаемой, чем чемпионат мира по футболу, написало Reuters. Многие китайцы с юмором поддерживали Peak Pegasus. «Удачи, бро!» – написал один из пользователей Weibo.
Судно отплыло 8 июня из Сиэтла с 70 000 т бобов. Ранее сообщалось, что оно должно приплыть за несколько часов до введения пошлин, но в последние дни оно отстало. На якорь в порту Даляня Peak Pegasus встало лишь около 17.30. «Бедные маленькие бобы, постарайтесь стать ростками, возможно, их нет в списке попавших под пошлины товаров», – написал другой пользователь.