Правительство придумало новые льготы для инвесторов
Но правила специальных инвестиционных контрактов еще проходят согласованиеВесной правительство разошлось в оценках нового способа привлечения инвестиций. Минфин предлагал доработать правила специальных инвестиционных контрактов (спик), чтобы сделать этот инструмент массовым, а министр экономического развития Максим Орешкин опасался, что спики нарушат конкуренцию, так как их участники будут пользоваться чрезмерными льготами. Орешкин даже предлагал правительству прекратить работу над законопроектом.
Спустя два месяца министерствам пришлось вернуться к документу – и они почти согласовали его. На совещаниях у первого зампреда правительства Антона Силуанова и зампреда Дмитрия Козака 14 июня Минфин и Минэкономразвития сняли большинство противоречий, возникших при обсуждении спиков. Но протокол, подготовленный после совещания, существует в двух версиях (содержание обеих подтвердили федеральные чиновники): одна – аппарата Силуанова, другая – аппарата Козака. В первой сказано, что разногласия Минфина и Минэкономразвития урегулированы. Во второй этого пункта нет. Но в обеих версиях написано, что необходимо внести законопроекты в Госдуму в кратчайшие сроки. Федеральный чиновник говорит, что идет подготовка пакета к правительственной комиссии по законопроектной деятельности, но на комиссию надо выносить одно решение и один протокол, подписанный и Силуановым, и Козаком. Консолидированного решения правительства нет, говорит представитель Козака.
Обе версии предусматривают, что государство выдаст субсидии в размере до 50% капитальных затрат инвесторов по спикам, обе предлагают преференции, если продукция, произведенная по спику, не имеет аналогов в России либо пойдет на экспорт и он принесет не менее 15% выручки.
Есть и различия: например, версия аппарата Силуанова позволяет заключить спик без конкурса, если инициативу проявил инвестор, в версии аппарата Козака конкурс обязателен; в версии аппарата Силуанова критерии высокотехнологичности и экспорта применяются лишь к спикам, инициатором которых выступает государство, в версии аппарата Козака – ко всем.
Чиновники видят в спиках прежде всего инструмент для возвращения крупнейших капиталов в российскую юрисдикцию. Кроме того, эти проекты получат беспрецедентную поддержку государства – они должны повысить глобальную конкурентоспособность России. Чиновники также рассчитывают, что с помощью спиков удастся создать аналог корейских чеболей (Samsung, LG и др.), что приведет к резкому росту инвестиций в экономику и ее росту. Правда, продолжают чиновники, те же спики могут разрушить конкуренцию либо оказаться слабым нишевым способом поддержки экспорта.
Субсидии для спиков, говорят два чиновника, могут поступить из фонда развития (3,5 трлн руб.), о котором объявил Силуанов.
Спики существуют с 2015 г., с их помощью правительство пыталось решить задачу импортозамещения и локализации. Условием тех спиков была модернизация производства, взамен инвесторы получали льготы по налогу на имущество (до 0% по решению региона) и на прибыль (до 0%, если и регион принял такое решение) и неизменность налоговых условий («дедушкина оговорка»), но инструмент не стал массовым – всего спиков менее 30. Минэкономразвития и сейчас настаивает, что спики должны оставаться штучным инструментом, говорит федеральный чиновник.
Спики, заключенные по старым правилам, не перестанут действовать, когда будет принят законопроект о спиках с новыми правилами, если только правительство не решит расторгнуть контракт или перезаключить его без конкурса на новых условиях. В новых спиках, как и в старых, предусмотрена «дедушкина оговорка», а еще инвесторы смогут согласовать для своих производств специальные технические условия, которые отличаются от обычных российских. Однако Минэкономразвития и Козак настаивают, говорит федеральный чиновник, что на спики надо распространить ГОСТы. В версии аппарата Козака предложено не применять в контрактах неизменность техрегламентов и тарифов, регулируемых государством, а также говорится о недопустимости предоставления льгот, если они могут быть даны инвестору уже существующими механизмами поддержки.
По готовящемуся законопроекту новые спики можно заключать в большинстве отраслей экономики: строительстве, добыче полезных ископаемых (кроме сырой нефти и природного газа), обрабатывающих производствах (кроме табачной и алкогольной продукции, жидкого топлива), сельском хозяйстве и т. д.
В Минэкономразвития, говорит федеральный чиновник, считают, что количество отраслей, где можно применять спики, следовало бы уменьшить.
Из-за несовершенства среды, вместо того чтобы инвестировать в России, деньги крупнейших инвесторов работают за рубежом и амнистии капиталов недостаточно, чтобы вернуть их в Россию – необходимо создать среду, говорит чиновник: «Даже чтобы построить олимпийский Сочи, пришлось написать отдельный закон – законопроект о спиках, по сути, им и станет».
Условием новых спиков как раз и будет вложение именно собственных денег – не менее 1млрд руб., сказано в законопроекте. Спики по прежним правилам позволяли использовать кредиты, и минимум был 750 млн руб. В письме в правительство замминистра финансов Андрей Иванов прогнозировал, что с помощью спиков к 2024 г. можно будет реализовать проектов на 28 трлн руб. («Ведомости» ознакомились с копией, содержание подтверждал чиновник). Публично же он оценивал портфель предзаявок в 5 трлн руб. По оценке Минпромторга, предзаявок на 700 млрд руб., рассказывает федеральный чиновник: это много, это живые инвестиции.
Критику Минэкономразвития вызывает то, рассказывает федеральный чиновник, что спик может включать необоснованно большие меры поддержки, их стоимость определяется без надлежащих расчетов и обоснований. Согласно законопроекту меры поддержки каждого спика устанавливаются отдельно, на переговорах инвесторов и чиновников – как по концессионным соглашениям (ГЧП курирует Минэкономразвития). Но, указывает федеральный чиновник, требования спиков менее конкретные, чем концессий. По сути, спики отданы на откуп межведомственной правительственной комиссии, сетует другой федеральный чиновник.
В межведомственной комиссии присутствуют представители и ФАС, и Минэкономразвития, нет сомнений в объективности таких решений, уверена партнер KPMG Нина Гулис. Но важно проводить мониторинг исполнения обязательств, которые по контракту взяли на себя и инвесторы, и государство, говорит она.
Если инвестор не исполнит условия, он должен вернуть в бюджеты полную стоимость всех полученных льгот и преференций, сказано в протоколе, подготовленном аппаратом Силуанова.
Законопроект все еще нуждается в доработке, отмечает Гулис. Инвесторам нужны прозрачные правила, чтобы получение господдержки было связано с выполнением объективных критериев, говорит партнер Dentons Василий Марков. Важно, чтобы внутри правительства появилось единодушное мнение, указывает он: разногласия чиновников популярности инструменту не добавляют.
Представители Минфина, Минэкономразвития и Минпромторга не ответили на запрос. Представитель ФАС отказался от комментариев.