Для частных инвестиций в инфраструктуру нужны универсальные инструменты
Аналитики и чиновники G20 разработали дорожную карту для решения проблемПод управлением институциональных инвесторов находятся активы на сумму свыше $80 трлн, но вкладывать деньги в инфраструктуру они не спешат, говорится в дорожной карте по развитию инфраструктуры, подготовленной рабочей группой G20 по инфраструктуре и одобренной министрами и управляющими ЦБ стран G20.
В России те же проблемы – банки, страховые компании и НПФ могли бы направить на развитие инфраструктуры более 2 трлн руб. Но пока их интерес к таким инвестициям невелик, признавали эксперты совета по рынку долгосрочных инвестиций при ЦБ. И предлагали смягчить регулирование – например, изменить учет рисков при расчете нормативов, устранить ограничения по структуре инвестиционного портфеля НПФ. До 15 июля правительство вместе с ЦБ должны разработать план по повышению доли инвестиций в ВВП до 25%, следует из поручений президента Владимира Путина.
Девять из 10 мировых институциональных инвесторов готовы перераспределить инвестиции в пользу инфраструктурных активов, ссылаются аналитики на опрос бизнес-школы EDHEC: это долгосрочные инвестиции, которые позволят хеджировать инфляционные риски и получать относительно высокие доходы, диверсифицировать портфель. Но для этого нужно улучшать механизмы финансирования и развивать отдельные классы активов, советует рабочая группа.
Решение проблем авторы дорожной карты видят в улучшении подготовки инфраструктурных проектов, стандартизации контрактов и финансовых инструментов, развитии гарантий финансовых рисков и неизменных налоговых и регуляторных условиях.
Предложения актуальны и для России, говорит исполнительный директор НАКДИ Светлана Бик. Самая острая проблема – отсутствие инфраструктурной карты в стране, которая нужна, чтобы понимать, где и какой инфраструктуры не хватает, а также плана ее развития, мало и проработанных проектов, говорит аналитик InfraOne Александра Галактионова. Недостаток готовых к финансированию, подготовленных проектов на рынке может быть восполнен за счет возможности компенсировать расходы на предпроектную подготовку частным партнером, заключившим соглашение о ГЧП, говорит федеральный чиновник.
На рынке было несколько попыток создать фонды инфраструктурных проектов, но ни один из них не заработал, рассказывали консультанты «Ведомостям». Вице-премьер Дмитрий Козак предлагал соединить программу инфраструктурного обустройства территорий с учетом их специфики. А Минэкономразвития – объединить все проекты и применить к ним ГЧП-фильтр: строить за бюджетный счет только те, которые нельзя построить вовлекая инвесторов, – по сути, в рассрочку.
Другая ключевая проблема – отсутствие стандартных инструментов для инвесторов, признают аналитики. В России каждая сделка готовится фактически с нуля, говорит партнер EY Алина Заборовская. Например, в Великобритании есть методические рекомендации по каждому пункту контрактов в сфере как ГЧП, так и строительных подрядов, рассказывает она. Минэкономразвития предлагает решить проблему через механизм инфраструктурной ипотеки. По задумке министерства специальный фонд будет выпускать облигации с ликвидностью ОФЗ и сможет предоставлять гарантии проектам, что должно заинтересовать инвесторов. Привлечение денег через специальные облигации – новый класс активов – позволит активизировать приток частных инвестиций, говорит чиновник.
Выделение инфраструктурных проектов как класса активов актуально для институциональных инвесторов, говорит Бик, но речь идет о возможности прямых инвестиций пенсионных фондов в инфраструктурные проекты, а не только в биржевые бумаги инфраструктурных компаний. Методологически этот вопрос сейчас на повестке дня не только G20, но и крупнейших сообществ институциональных инвесторов мира, рассказывает она. Инфраструктурная ипотека сама по себе не может решить проблему, прежде всего, нужно стандартизировать юридические и финансовые решения, говорит руководитель практики ГЧП в России Freshfields Федор Теселкин.
Стандартизировать инфраструктурные инвестиции пытается и Сбербанк, предлагая рынку инфраструктурные инвестиции через коробочные концессии при строительстве школ, ТЭЦ, домов престарелых. Подобные решения должны делаться под эгидой государства или рынка, а не одного банка, говорит Теселкин. А Минфин ставку делает на обновленный механизм специальных инвестиционных контрактов, который обещает инвесторам неизменность условий бизнеса, новые каналы сбыта продукции и налоговые льготы. Проект должен быть принят Госдумой до конца весенней сессии, говорил премьер-министр Дмитрий Медведев.
Главное для рынка, чтобы ведомства и регуляторы действовали сообща, иначе одной рукой они создают инструменты для инвестиций в инфраструктуру, другой вводят ограничения, говорит Галактионова.