Цены на бензин растут не только в России

В Бразилии, Иордании и Марокко это уже спровоцировало массовые протесты
Власти Бразилии уступили протестующим водителям (на фото) и вернули субсидии на топливо
Власти Бразилии уступили протестующим водителям (на фото) и вернули субсидии на топливо / Leo Correa / AP

Рост цен на топливо, вызванный повышением нефтяных цен почти на 70% за последний год примерно до $76 за баррель, привел к массовым протестам в Бразилии, Иордании и Марокко. Теперь есть опасения, что социальные волнения распространятся на такие развивающиеся страны, как Аргентина и Турция, если нефть продолжит дорожать.

Есть риск, что социальные волнения могут охватить многие страны, если цена поднимется к $100, считает Гэбриел Стерн из Oxford Economics. Может вырасти политическая напряженность в Латинской Америке, где для потребителей рост цен на топливо более ощутим, чем на другие товары, добавляет Куинн Маркуит из Capital Economics. Он указывает на недавнюю забастовку дальнобойщиков в Бразилии, которая привела к вспышкам насилия и парализовала значительную часть страны, после чего правительство согласилось вернуть субсидии на дизельное топливо. По мнению Маркуита, аналогичные риски есть и в других странах региона, «особенно в Мексике и Аргентине».

Демонстрации в Иордании, которые привели к отставке премьер-министра Хани аль-Мульки, тоже начались с протестов против повышения правительством цен на топливо и электроэнергию в обмен на финансовую помощь от МВФ. А в Марокко потребители более месяца бойкотируют крупных поставщиков бензина и других товаров в знак протеста против высоких цен.

По оценкам Oxford Economics, рост цен на нефть до $100 за баррель несильно повлияет на экономику развитых стран. Их денежная политика должна остаться мягкой, так как высокие цены на нефть вряд ли запустят спираль роста цен и зарплат. Более того, в этих странах вес энергоресурсов в потребительской корзине и индексе потребительских цен относительно невелик. Но в развивающихся странах – импортерах нефти ситуация может быть совершенно иной, предупреждает Стерн. При $100 за баррель инфляция там окажется в среднем на 0,7 процентного пункта выше в 2018-2020 гг., а темп роста ВВП – на 0,7 п. п. ниже, чем при базовом прогнозе Oxford Economics, предполагающем цену нефти на уровне $85. Некоторые страны могут пострадать сильнее. Особенно это касается Болгарии, Филиппин и Греции, где темп роста ВВП может сократиться более чем на 1,3 п. п., а инфляция – ускориться на 1,5 п. п.

Аргентина и Турция уже столкнулись с угрозой ускорения инфляции и замедления экономики, и им пришлось в экстренном порядке повышать процентные ставки, чтобы стабилизировать свои валюты. На некоторые развивающиеся страны рост цен на нефть влияет достаточно сильно, а с учетом и без того проблемной ситуации в экономике они становятся особенно уязвимы, предупреждает Стерн. МВФ годами призывал развивающиеся страны отменить субсидии на топливо, и многие воспользовались шансом сделать это во время обвала цен на нефть. Но субсидии у них были «неспроста», и теперь потребители страдают от подорожания топлива сильнее, чем в прошлом, поясняет Стерн.

По оценкам UBS, если цены на нефть достигнут $100 за баррель, инфляция в развивающихся странах ускорится с нынешних 4,4% до 6,1% на пике в марте 2019 г., тогда как в развитых странах – с 2,6% максимум до 2,9%. При таком сценарии особенно сильно может пострадать Турция, где темп роста ВВП снизится с 7,4% в этом году до 2,4% в 2019 г., так как у ее центробанка будет меньше возможностей снизить процентные ставки, прогнозирует UBS.

ЦБ Мексики при $100 за баррель придется повысить процентные ставки с 7,5% до 8,5%, а не снизить их до 6,5% примерно в середине 2019 г. в сценарии, где нефть стоит $80, считают в UBS. Бразилии в аналогичной ситуации нужно будет повышать ставки на 3,25 п. п. до 9,5%, а Индии – на 0,75 п. п. до 6,75%. Однако собственно шаги по сокращению субсидий на топливо, предпринятые в Индии, необратимы, считает Кришна Кумар, директор по инвестициям сингапурской Eastspring Investments. «Реализация реформ в Индии – долгий процесс. Когда он начинается, его уже не разворачивают, потому что на это уйдет столько же времени», – говорит Кумар, предполагая, что правительство может выплатить бедным денежные компенсации.

Социальные волнения более вероятны на так называемых пограничных рынках, полагает Хаснейн Малик из инвестбанка Exotix Capital: «После нескольких лет низкой инфляции изменение цен на топливо представляет проблему для стран-импортеров, которые в благоприятный период так и не сократили бюджетный дефицит или государственный долг. Их население по-прежнему ждет от правительства субсидий в периоды скачков цен на топливо». По словам Малика, наиболее вероятны протесты в Иордании, Ливане, Кении, Танзании, Тунисе, Пакистане, Шри-Ланке и Зимбабве. Хотя они произойдут только там, где население уже сильно разочаровано и где в ближайшее время не предвидится выборов.

Некоторым, правда, могут помочь дружеские страны, богатые нефтью. Так, Саудовская Аравия, Кувейт и ОАЭ в понедельник пообещали предоставить Иордании $2,5 млрд финансовой помощи.

Перевел Алексей Невельский