ЦБ Турции вынужден был снова поднять ставку
Он пытается сдержать рост инфляции и ослабление лирыПытаясь сдержать инфляцию и стабилизировать курс национальной валюты, центробанк Турции продолжает повышать ключевую ставку. С начала года курс лиры ослабел к доллару США более чем на 15% из-за опасений по поводу перегрева турецкой экономики. В мае курс опустился до рекордного минимума – 4,92 лиры/$, и центробанк после экстренного заседания повысил ключевую ставку сразу на 3 процентных пункта до 16,5%. Но из-за ослабления лиры и роста цен на нефть инфляция в Турции ускорилась до 12,15% при таргете 5%. И в четверг ЦБ снова повысил ставку – до 17,75%.
Это «поможет немного стабилизировать рынок перед [президентскими и парламентскими] выборами» 24 июня, цитирует Financial Times (FT) стратега BlueBay Тима Эша. После объявления центробанка курс поднялся с 4,58 до 4,45 лиры/$. Турция снова привержена традиционной денежной политике, комментирует решение главный экономист «Ренессанс капитала» Чарльз Робертсон.
Но ситуацию осложняют нестандартные взгляды президента Реджепа Тайипа Эрдогана на денежную политику. Он уверен, что повышение ставок приводит к ускорению инфляции, и пообещал усилить контроль за денежной политикой в случае победы на выборах. Как отметило рейтинговое агентство Moody’s, доверие к центробанку Турции «подорвано из-за неэффективной денежной политики отчасти в связи с политическим вмешательством в процесс принятия решений». На прошлой неделе Moody’s поставило кредитный рейтинг Турции на пересмотр и ухудшило прогноз роста ее ВВП с 4 до 2,5% в 2018 г. после роста на 7,4% в 2017 г.
Между тем экономические проблемы Турции и Аргентины, неспокойная обстановка в Бразилии, торговые конфликты США, политическая неопределенность в Италии и другие факторы способствовали резкому оттоку портфельных инвестиций с развивающихся рынков в мае. По данным Института международных финансов (IIF), отток составил $12,3 млрд, распределившись примерно поровну между рынками акций и облигаций. Для сравнения: в апреле отток был равен $300 млн, а за предыдущие 16 месяцев совокупный приток составил $317 млрд. В последний раз более сильный отток наблюдался в ноябре 2016 г., когда Дональд Трамп был избран президентом США.
Падение курсов турецкой лиры и аргентинского песо было вызвано укреплением доллара и увеличением доходностей гособлигаций США, хотя Федеральная резервная система (ФРС) давно прояснила инвесторам свои планы повышать процентные ставки. Как отметил на этой неделе в колонке FT председатель ЦБ Индии Урджит Пател, по развивающимся рынкам был нанесен «двойной удар» в виде прогнозируемого ужесточения денежной политики ФРС и неожиданно активной эмиссии казначейских облигаций для финансирования бюджетного дефицита, возникшего из-за налоговой реформы Трампа. По мнению Патела, это вызвало кризис на рынке долларовых облигаций развивающихся стран.
Фундаментальные экономические показатели в развивающихся странах не улучшились, а в Турции они и вовсе ухудшились, отмечает стратег Citigroup Луис Коста. Он прогнозирует, что инвесторам нужно приготовиться к менее благоприятной обстановке на развивающихся рынках.