Госзакупки закроются для малого бизнеса
Из-за введения спецсчетов предприниматели потеряют более 100 млрд рублейСитуация будет особенно критической в жизненно важных сферах закупок – поставках лекарств и медицинских изделий, топлива, продуктов питания для детских садов и школ, пишет президент «Опоры России» Александр Калинин в письме министру финансов Антону Силуанову («Ведомости» ознакомились с копией письма, его подлинность и отправку подтвердил представитель организации). Это письмо «Опоры России» – заключение на проект постановления правительства о требованиях к банкам, где участники госзакупок должны будут открывать специальные счета. По мнению организации, если не внести изменений в этот проект, во второй половине нынешнего года малый и средний бизнес рискует лишиться возможности участвовать в государственных торгах.
Представитель Минфина не смог прокомментировать письмо в четверг вечером.
Влияние на малый и средний бизнес будет существенным, за полгода он потеряет свыше 100 млрд руб., посчитал вице-президент «Опоры России» Виктор Степанов, основываясь на статистике Минфина за 2017 г.
Проблема возникла еще в конце прошлого года: именно тогда были приняты поправки, обязывающие малый бизнес с июля 2018 г. вносить обеспечение для участия в торгах по госзакупкам на специальные счета, а банки – заключить соглашения со всеми торговыми площадками, через которые осуществляются госзакупки. Им правительство дало отсрочку до 1 января 2019 г. Но перенести срок вступления в силу положений о специальных счетах правительство не может – нужны поправки в сам закон о госзакупках, объясняет Калинин.
Пока участники закупок могут открывать специальный счет лишь в одном из уполномоченных банков. Из-за этого все второе полугодие 2018 г. малый и средний бизнес не сможет участвовать в электронных торгах, опасается Калинин: предприниматель сможет открывать только один спецсчет в банке, у которого есть договор лишь с одной электронной площадкой, банки будут предлагать одинаковые и невыгодные условия, отказаться от которых предприниматель не сможет. Для участия в электронной закупке на другой площадке поставщики будут вынуждены каждый раз закрывать текущий спецсчет и заново его открывать в банке, интегрированном с очередной площадкой, где госзаказчик разместит извещение об интересующей предпринимателя закупке, пишет Калинин. И вместо того чтобы участвовать в закупке, бизнес будет бесконечно открывать и закрывать спецсчета, резюмирует он – и предлагает разрешить на переходный период открывать спецсчета в нескольких банках. Иначе закупки станут непрозрачнее, а госзаказчики не смогут выполнить квоту – они обязаны закупать минимум 15% товаров у малого и среднего бизнеса.
Площадкам может потребоваться переходный период – это нормальная практика для любых нововведений, поддерживает гендиректор электронной торговой площадки «РТС-тендер» Владимир Лишенков.
Участники же госзакупок просто и не слышали о необходимости открывать спецсчета, показал опрос «Ведомостей». «Мы участвовали во множестве тендеров, до 1 июля далеко, о проблеме никто не предупреждал», – говорит гендиректор «Точка юга» Анатолий Милюков. Это неожиданное нововведение, малый и средний бизнес о новации не знает, отмечает владелец сети группы клининговых компаний «Примэкс» Юрий Рябичев. «Мы участвуем в закупках, размещены на нескольких площадках, это условие экстраординарно ограничивает возможности и конкуренцию для малого и среднего бизнеса, – возмущается он. – Если государство развивает бизнес, это условие с точностью до наоборот меняет ситуацию, как можно работать с одной площадкой?» Это шаг назад, который создаст для бизнеса лишние проблемы, солидарен руководитель группы компаний «Москва» Сергей Баздырев.
Любые дополнительные ограничения, которые вводятся из благих намерений, приводят к тому, что малые и средние компании закрываются, говорит руководитель рабочей группы по госзакупкам экспертного совета при правительстве Сергей Фахретдинов. Проблем уже сейчас достаточно, сетует он: не у всех предпринимателей есть оборотные средства для залогов, огромные проблемы со своевременностью расчетов, госкомпании до сих пор допускают просрочки на два месяца – все это приводит к банкротству компаний. Новые требования приведут к тому, что малые компании обанкротятся или уйдут с рынка госзаказа, где нужны спецсчета, заключает он.