Власти России не могут спрогнозировать развитие экономики на три года

Чиновники ждут новых майских указов Путина
Пока министр финансов Антон Силуанов не получил макропрогноз от министра экономического развития Максима Орешкина
Пока министр финансов Антон Силуанов не получил макропрогноз от министра экономического развития Максима Орешкина / Евгений Разумный / Ведомости

Официально Минэкономразвития до сих пор не направило трехлетний прогноз социально-экономического развития в Минфин, рассказали «Ведомостям» несколько федеральных чиновников.

По графику подготовки законов к проекту федерального бюджета, утвержденному первым вице-премьером Игорем Шуваловым, Минэкономразвития должно было представить основные параметры трехлетнего макропрогноза Минфину не позже 5 апреля, а в правкомиссию по бюджету он должен был поступить до 10 апреля. Но согласно рабочим материалам Минэкономразвития, на которые ссылается собеседник «Ведомостей», знакомый с поручением, в Минфин поступил лишь уточненный прогноз на текущий год, а параметры прогноза на 2019–2021 гг. министерство еще дорабатывает.

Чиновники ждут новых майских указов президента Владимира Путина, чтобы в соответствии с ними доработать прогноз, поясняет один из чиновников. К 15 апреля администрация президента должна подготовить проект указа о целях развития страны до 2024 г. Версия трехлетнего макропрогноза отдана в Минфин, утверждает человек, близкий к Минэкономразвития, но прогноз сильно зависит от реализации послания президента Федеральному собранию. Принимать трехлетний прогноз уже будет новое правительство, уточняет он. То есть после инаугурации Путина 7 мая. Представители Минфина и Минэкономразвития не ответили на запросы, представитель Шувалова отказался от комментариев.

Макропрогноз нужен Минфину для подготовки проекта бюджета на 2019–2021 гг., который министерство должно представить правкомиссии не позднее 1 июня. Процесс выстроен так, чтобы к сентябрю был готов и трехлетний макропрогноз, и проект бюджета, рассказывает директор Центра структурных исследований ­РАНХиГС и бывший замминистра экономического развития Алексей Ведев: сценарии экономического развития, по которым верстается бюджет, разрабатываются в начале апреля. Раньше таких задержек не было, отмечает он: есть сроки, план подготовки бюджета. Базовый сценарий прогноза наверняка сформирован, рассуждает он, но для подготовки целевого нужно понимать цели экономического развития, а они будут заданы в новых указах.

Предыдущий целевой сценарий, по словам Ведева, ориентировался на декабрьское послание Путина Федеральному собранию 2015 г., когда президент поставил цель ускорить рост ВВП до темпов выше среднемировых, а рост производительности труда – до 5% в год. В этот раз было перенесено и само послание – оно прошло не в декабре, а в марте.

Главная проблема прогноза – какие гипотезы закладывать, идет ли речь о налоговых изменениях, бюджетном маневре, госинвестициях, новых мегапроектах, закладывать ли в прогноз пенсионную реформу, решения по ним еще не приняты, считает директор аналитического департамента «Локо-инвеста», бывший директор департамента макроэкономического прогнозирования Кирилл Тремасов.

В последнем послании Путин поставил задачу в 1,5 раза увеличить ВВП на душу населения, что, по расчетам председателя Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина, предполагает ускорение роста ВВП до 6% в год. Но без структурных реформ экономика может расти лишь в пределах 2% ежегодно, неоднократно предупреждали аналитики и ЦБ. ЦСР предлагал ускориться, увеличив производительные расходы бюджета – на здравоохранение и инфраструктуру, Путин идею фактически одобрил, не указав источников расходов.

Пока чиновники обсуждают несколько вариантов налоговой реформы – повышение НДФЛ с введением необлагаемого минимума, введение налога с продаж или проведение двух налоговых маневров: для нефтяников (обнулить экспортную пошлину при повышении НДПИ) и всей экономики (снизить страховые взносы на 22% при росте НДС на 22%). А также повышение пенсионного возраста. Вопрос об этом давно назрел, признал премьер Дмитрий Медведев. Сейчас мужчины выходят на пенсию в 60 лет, женщины – в 55, ЦСР предлагает повысить возраст выхода на пенсию до 65 и 63 лет соответственно.

Дополнительную неопределенность в процесс подготовки прогноза также внесли последние санкции США в отношении российских бизнесменов и связанных с ними компаний, предупреждает Тремасов, теперь нужно пересматривать прогнозы по среднегодовому курсу рубля, процентным ставкам и кредитам, инфляции, инвестиционной активности, потребительскому спросу.