Россия активизировала торговлю с Западом
Деловые отношения улучшились, несмотря на ухудшение политическихТорговый оборот между Россией и крупнейшими западными странами увеличился в 2017 г. впервые за три года, несмотря на ухудшение отношений с ними. Это вызывает вопросы относительно долгосрочной эффективности экономических санкций, введенных после присоединения Крыма и начала конфликта на Украине в 2014 г. В краткосрочной перспективе санкции могут нанести серьезный урон, но со временем их эффект ослабевает, так как бизнес и правительства находят способы обойти ограничения и восстановить экономические связи.
Российская экономика в прошлом году наконец восстановилась после рецессии и выросла на 1,6%. Между тем торговый оборот между Россией и ЕС увеличился на 17,9% до $285,8 млрд в 2017 г., а между Россией и США — на 12,5%. Причем больше всего выросла торговля России с Францией, Германией и Италией – на 26,5, 19,5 и 17,3% соответственно. Инвестиции из некоторых европейских стран тоже сильно выросли.
До объявленных неделю назад новых санкций США действовало три типа экономических санкций, которые Запад ввел против России. Первые ограничивают доступ российских государственных банков и компаний из оборонной и энергетической отраслей к западным финансовым рынкам и услугам. Вторые запрещают экспорт в Россию определенного высокотехнологического оборудования для разведки и добычи нефти, а третьи – некоторой продукции военного и двойного назначения. Вначале эти санкции работали и вместе с обвалом цен на нефть привели к падению курса рубля. В 2015 г. торговля между Россией и ЕС сократилась более чем на 25%.
С тех пор политические отношения между Россией и Западом сильно ухудшились из-за конфликта в Сирии, предполагаемого вмешательства Москвы в президентские выборы в США и скандала из-за отравления бывшего российского двойного агента в Великобритании. Однако в бизнесе дела, наоборот, улучшились.
В 2016 г. Китаю, с которым Россия стала налаживать тесное сотрудничество после ухудшения отношений с Западом, удалось немного обогнать Германию, став крупнейшим поставщиком в Россию машин и производственного оборудования. Но на следующий год, по данным Союза машиностроителей Германии (VDMA), она вернула себе лидерство. Бизнес немецкой машиностроительной компании SMS Group «не пострадал от санкций», утверждает гендиректор Буркхард Дамен: SMS заключила в России более дюжины сделок с начала 2017 г. «Пыль осела, и теперь бизнес лучше представляет, на какие экспортные лицензии стоит подавать заявки, а на какие – нет шансов», – говорит представитель VDMA Моника Холлахер.
Эти примеры могут служить подтверждением ограниченного по времени воздействия санкций, в частности, в случае с такими странами, как Германия и Италия, которые давно торгуют с Россией и инвестируют в нее. Созданная в 2000 г. Российско-германская стратегическая рабочая группа по сотрудничеству в области экономики и финансов (СРГ) была распущена в 2014 г., но вновь собралась в июне 2016 г., когда компании и организации с обеих сторон подписали 10 контрактов. Следующая встреча прошла в сентябре 2017 г., еще одна намечена на этот год. «Это не противоречит внешней политике Германии, – утверждает представитель немецкого министерства экономики Беате Барон. – Диалог с Россией должен продолжаться. Одна из задач СРГ в том, чтобы добиваться этого даже в трудные времена».
Работа Российско-французского совета по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (CEFIC) тоже была приостановлена в 2015 г. Но год спустя тогдашний министр экономики и нынешний президент Франции Эммануэль Макрон возобновил ее. В октябре 2017 г. в Екатеринбурге прошло заседание российско-итальянской рабочей группы, на котором бизнес и чиновники обсуждали сотрудничество в строительной, машиностроительной и энергетической отраслях.
Торговля – наиболее заметный аспект экономических связей между Европой и Россией. Другой – это инвестиции. Прямые инвестиции Германии в Россию выросли до $1,08 млрд в первые три квартала 2017 г. по сравнению с $274 млн за весь 2016 г., по данным Центробанка России. Французские инвестиции в Россию за аналогичный период времени выросли с $438 млн до $524 млн.
Отчасти это отражает улучшение делового климата в России благодаря нормализации цен на нефть, снижению стоимости труда и восстановлению курса рубля. В рейтинге Всемирного банка Doing Business Россия поднялась с 92-го места в 2014 г. до 35-го места в 2018 г.
Немецкий концерн Daimler сейчас строит в Московской области автомобильный завод стоимостью 250 млн евро. Ожидается, что в следующем году BMW объявит о строительстве завода около Калининграда. Volkswagen и ГАЗ в прошлом году продлили свое сотрудничество до 2025 г.
Некоторые европейские компании готовы вести дела с российскими, даже если это угрожает их отношениям с американскими партнерами. В 2017 г. немецкий разработчик корпоративного программного обеспечения PSI получил заказ от «Газпрома», но с одним условием: программы PSI не должны зависеть от систем управления базами данных американской Oracle. PSI выполнила это условие и благодаря просьбе «Газпрома» решила ускорить реализацию своих планов и стать независимой от Oracle на три-пять лет раньше, заявила немецкая компания.
Крупнейший иностранный инвестор в России – французский автоконцерн Renault: более 80% его автомобилей, продающихся в России, в ней же и произведены. Продажи Renault в России выросли на 12% в 2017 г., и компания ожидает, что в этом году российский рынок вырастет почти на 10%. Это в 10 раз превышает темпы роста французского и европейского рынков.
Активно работает в России и французская Total; она утверждает, что санкции ЕС и США не затронули существенно ее деятельность в России.
Перевел Алексей Невельский