Россия обогнала Казахстан и Белоруссию в рейтинге Doing Business
Деловой климат в стране лучше не стал, скептичны экспертыЗа год Россия поднялась в рейтинге Doing Business – 2018 (составляется группой Всемирного банка) на пять ступеней – с 40-го на 35-е место среди 190 стран.
Правда, если сделать поправку на прошлогодние изменения методики, картина меняется.
Сравнивая с результатом 2016 г., пересчитанным по новой методике, Россия в этом году поднялась всего на одну ступень (с 36-го места). В этом году методология рейтинга не менялась, поясняет представитель Всемирного банка. Россия вошла в зону, где конкуренция между странами очень высокая, движение до 50-го места давалось гораздо проще, признал министр экономического развития Максим Орешкин.
В этом году России удалось обогнать ближайших соседей и партнеров России по ЕАЭС – Казахстан и Белоруссию, которые заняли 36-е и 38-е места соответственно.
С прошлого года на позицию в рейтинге влияет не только итоговый балл (рассчитывается по 10 индикаторам), но и то, насколько активно страна проводит реформы. Если в 2016 г. исследователи обнаружили только одну положительную реформу в России, то в этом году – как минимум пять мер, упрощающих ведение бизнеса.
Самый большой прогресс у России в традиционно самой слабой позиции – международная торговля (оценивается простота и скорость растаможивания). Страна перемахнула сразу через 40 ступеней, поднявшись до 100-го места. Поднялись за счет упрощения порядка уплаты таможенных платежей благодаря их централизованному учету на едином лицевом счете, ускорения процедур экспорта и импорта в порту Санкт-Петербурга, расширения электронного транзита и использования личного кабинета, передал через представителя руководитель Федеральной таможенной службы (ФТС) Владимир Булавин. За год таможенный контроль для российских экспортеров подешевел – с $765 до $665, указывают авторы рейтинга, для импортеров – с $1125 до $587,5. Сократились и сроки проверки – для экспортеров с четырех суток до трех, а для импортеров – до чуть больше одних суток.
Помогло и открытие нового глубоководного порта на берегу Финского залива – выросла конкуренция и сократились издержки, связанные с контролем на границах в порту Санкт-Петербурга, отмечает представитель Всемирного банка. А также изменение оценки движения груза по Москве – теперь по сухопутному пути через Смоленск.
Но затраты остаются высокими, предупреждает представитель Всемирного банка. В 2018 г. снизить издержки бизнеса поможет введение нового Таможенного кодекса - он сокращает сроки процедур и освобождает от обязанности подавать документы, подтверждающие данные в декларациях; вводится принцип единого окна и расширяется число компаний в секторе с минимальными рисками, отмечает Булавин. Повлияет и решение президента перевести стивидоров в российских портах на рублевые тарифы, считает федеральный чиновник.
Сильные и слабые стороны
Сильные стороны России в рейтинге все те же – простота регистрации собственности (9-е место) и бизнеса (26-е), хотя позиции в этих направлениях немного снизились – на три и два пункта соответственно. Сроки регистрации сократились, например прав собственности – до девяти рабочих дней при обращении через МФЦ, но стало больше процедур. По другому традиционно сильному показателю – обеспечение исполнения госконтрактов – положение в рейтинге ухудшилось сразу на шесть ступеней до 18-го места. Снижение качества судебной системы, на которую бизнес жалуется уже много лет, отметили и авторы доклада. А вот в подключении к сетям Россия вошла в топ-10 стран, после того как еще пару лет назад занимала 143-е место. Для Москвы срок подключения был сокращен до 80 дней, а Санкт-Петербурга – до 90. Появилась и возможность заключить договор энергоснабжения до завершения мероприятий по техническому присоединению к сетям.
Сложно получить разрешение на строительство (у России по-прежнему 115-е место): на согласование и получение документов уходит вдвое больше времени, чем в среднем в мире. Бизнесу стало сложнее платить налоги (с 45-го места Россия опустилась на 52-е). Представитель ФНС не стал комментировать этого.
Авторы рейтинга не учли проведенные реформы, спорит представитель Минэкономразвития: например, сокращение срока выдачи разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию до семи рабочих дней, отмену согласования проектной документации систем водоснабжения, а поставить объект на кадастровый учет можно без участия застройщика. В рейтинге были учтены не все реформы, сказал Орешкин: это позволит вырасти сильнее в 2018 г. (по поручению президента Владимира Путина Россия к этому времени должна подняться до 20-го места).
Оценка рейтинга
Конкретные места в рейтинге - не совсем надежные показатели, говорит директор Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. В разделе «Защита прав миноритариев» в последние годы показатели России росли (в этом рейтинге – на две позиции до 51-го места). Рейтинг не может целиком представить картину, ряд ключевых для инвесторов вопросов он отражает, говорит Денис Спирин из Prosperity Capital. С одной стороны – есть продвижение в рейтинге, а с другой – инвесторы видят, что прогресса по самым важным вопросам в последнее время либо нет, либо ситуация ухудшается: законопроект, лишающий акционеров доступа к информации, тайно пишется и принимается за несколько дней, одобрение крупных сделок практически отменено, запрет на голосование квазиказначейскими акциями не вводится ни в каком виде – инвесторы запомнят именно это.
Отдельные изменения законов не влияют на независимость судов, перестройку отношений бизнеса и правоохранительных органов – этого недостаточно для здорового экономического роста, считает директор Центра развития ВШЭ Наталья Акиндинова. А вместо ожидаемых реформ часто бизнес сталкивается с ухудшением и без того неблагоприятного делового климата, считает она, а также с усилением участия государства в экономике. Инвесторы на рейтинг ориентируются, говорит Спирин, но он важен скорее для глобальной оценки страны, когда же речь заходит о более глубоком анализе, важно показывать не только рост в рейтинге, но и реформы по ключевым проблемам. Рейтинг – это лишь срез общей картины, главное – динамика частных инвестиций, признает и Орешкин.