При Трампе экономическая неопределенность выросла
Это противоречит традиционным взглядам, ведь рост экономики ускоряетсяТрадиционно считается, что уверенность бизнеса и ситуация в экономике взаимосвязаны напрямую: одно подпитывает другое либо оба показателя вместе ухудшаются. Однако действия проводящих экономическую политику высокопоставленных чиновников могут вносить существенные коррективы в этот расклад.
При Бараке Обаме неопределенность по поводу экономической политики США была выше, чем в предыдущие четверть века. Об этом свидетельствует индекс, который отслеживает упоминание слов «неопределенный» и «неопределенность» (uncertain и uncertainty) в статьях ведущих газет на тему экономической политики. Казалось бы, сейчас уверенности в перспективах должно быть больше: экономика США устойчиво растет, мировая экономика тоже уверенно стоит на ногах, а Белый дом хочет помочь бизнесу, смягчив регулирование. Но это не так.
При президенте Дональде Трампе неопределенность выросла еще сильнее, хотя на президентство Обамы пришлись глубокая рецессия, спасение американских автопроизводителей, неоднозначная денежная политика Федеральной резервной системы США, медленное восстановление экономики и яростные споры между демократами и республиканцами по поводу бюджета.
Индекс неопределенности разработали экономисты Скотт Бейкер из Северо-Западного университета, Николас Блум из Стэнфорда и Стивен Дэвис из Booth School of Business при Чикагском университете. Хотя значение индекса и зависит от того, как СМИ освещают экономические вопросы в разные периоды времени, он достаточно информативен. Среднее значение индекса за первые 13 месяцев нахождения Трампа в Белом доме составило 140,2 пункта, тогда как за аналогичный период президентства Обамы – 126 пунктов, а за его полные два срока – 134,7 пункта. В январе и феврале 2018 г. индекс был равен 127; между тем его среднее значение в 1985-2010 гг. было намного меньше – 100.
«Обама был президентом в то время, когда требовалось принимать чрезвычайные меры. При Трампе невероятно благоприятные экономические условия, поэтому уровень неопределенности экономической политики должен был бы быть очень низким», – отмечает Блум. По его мнению, обратная ситуация сейчас отчасти может быть связана с сильным изменением политики Вашингтона и отчасти с хаотичным процессом принятия решений.
Примерами неопределенности при Трампе в последние недели стали новые пошлины на импорт стали и алюминия, а также ряда товаров из Китая; последующий вывод некоторых стран из-под действия пошлин на сталь и алюминий; решение правительства заблокировать по соображениям национальной безопасности поглощение сингапурской компанией Broadcom американского производителя чипов Qualcomm; а также попытки Вашингтона помешать слиянию AT&T и Time Warner.
Кроме того, на прошлой неделе акции Amazon резко подешевели на 4% после того, как Трамп раскритиковал бизнес-модель компании и заявил, что она платит мало налогов. Также котировки акций Facebook в марте снизились на 10% из-за беспокойства участников рынка, что власти могут ужесточить регулирование технологического сектора из-за недавнего скандала вокруг компании. «Для инвесторов это было как удар под дых», – говорит Дэниел Айвз из GBH Insights.
Акции Boeing, которую инвесторы считают уязвимой перед торговой войной между США и Китаем, в марте подешевели на 9%.
Теоретически экономическая неопределенность способствует снижению инвестиций и найма сотрудников и замедлению роста ВВП. Однако бизнес увеличил инвестиции на 6% в 2017 г., тогда как при Обаме они росли в среднем на 3% в год. Кроме того, в прошлом году экономический рост ускорился до 2,3% с 1,5% в 2016 г., а безработица снизилась до 4,1%, минимума с 2000 г.
Сторонники Трампа могут объяснять неопределенность следствием перемен, которые он обещал. Например, это касается более жесткой торговой политики. Тем не менее беспокойство по поводу политики Трампа представляет собой «необязательные издержки» для экономики, утверждает Блум.
За действиями Трампа не видно целостной экономической политики, а его следующие шаги сложно предугадать. Протекционистскими мерами во внешней торговле, о необходимости которых Трамп говорил еще во время предвыборной кампании, нельзя объяснить ситуацию с Qualcomm, AT&T и Amazon и то, что Вашингтон отдает предпочтение определенным отраслям, как это делала Япония в 1980-х и 1990-х гг. «[Трамп] выбирает победителей и проигравших», – говорит Мэттью Слотер, декан Tuck School of Business при Дартмутском колледже.
По словам аналитика Cornerstone Macro Энди Лаперьера, нет сомнений в том, что предпринятые Трампом шаги в торговле вызывают неопределенность и беспокойство на финансовых рынках. Но он уверен, что другие действия Трампа не приведут к значительным переменам: «Регуляторный механизм вряд ли будет приведен в действие потому, что у президента зуб на Amazon». Поэтому Лаперьер советует инвесторам не бояться громких высказываний Трампа.
Перевел Алексей Невельский