Импортные пошлины вряд ли помогут США сократить торговый дефицит

Торговля с другими странами – не главная его причина
Пошлины не спасут Трампа от дефицита
Пошлины не спасут Трампа от дефицита / Jonathan Ernst / Reuters

Еще девять лет назад около половины дефицита торгового баланса США приходилось на один продукт – нефть. С тех пор сланцевый бум позволил стране сильно сократить импорт нефти и дефицит в торговле с членами ОПЕК. Однако дефицит торгового баланса США за это время не только не уменьшился, но, напротив, увеличился.

Эта ситуация свидетельствует: нельзя сократить дефицит торгового баланса, сосредоточившись на определенном продукте или торговых партнерах. Она также показывает, к чему могут привести попытки президента США Дональда Трампа уменьшить торговый дефицит с помощью пошлин на импорт стали, алюминия и ряда товаров из Китая.

В середине 2000-х гг. США импортировали более 10 млн баррелей нефти в день, а добывали вдвое меньше. Но разработка сланцевых месторождений помогла увеличить добычу на 78% в 2011–2015 гг., благодаря чему она превысила импорт. В 2015 г. США даже отменили 40-летнее эмбарго на экспорт нефти, а к ноябрю 2017 г. суточная добыча впервые почти за полвека превысила 10 млн баррелей.

Но дефицит США в торговле остальными товарами резко увеличился. «Торговый дефицит возникает не из-за того, что мы импортируем тот или иной товар, – утверждает Джеймс Хэмилтон, экономист Калифорнийского университета в Сан-Диего. – Торговый баланс определяется прежде всего отношением общих затрат жителей и компаний США на товары и услуги к их производству. Если первое превышает второе, мы получаем импорт». Хотя добыча нефти США и увеличилась во время сланцевого бума, но затраты в экономике выросли еще сильнее.

Одной из главных причин, по которой США не смогли сократить торговый дефицит, стал растущий дефицит бюджета. Финансировать его могли бы потребители за счет увеличения сбережений и покупки казначейских облигаций, что привело бы к уменьшению потребления. Но этого не происходит. Главные покупатели госдолга США – государства, у которых большие сбережения и экспорт превышает импорт. Ожидается, что из-за снижения налогов и увеличения госрасходов бюджетный дефицит США в ближайшие годы превысит $1 трлн. Это подразумевает, что дефицит торгового баланса тоже вырастет.

Трамп объясняет введение заградительных пошлин не только торговым дефицитом. По его словам, он стремится к честной торговле, чтобы отношение к американским компаниям в других странах было таким же, как к иностранным – в США. Но многие экономисты не считают, что торговому дефициту вообще нужно уделять внимание. В последнее десятилетие экономика развитых стран с дефицитом торгового баланса росла быстрее, чем стран с профицитом, отмечает главный экономист Manulife & John Hancock Asset Management Меган Грин. Зачастую его дефицит у США сокращается в периоды экономических спадов, когда потребители стараются меньше тратить и больше сберегать. Так, во время рецессии 2009 г. дефицит США в торговле товарами и услугами сократился с $709 млрд до $384 млрд – единственный раз за последние 10 лет. «Если США действительно нужно уменьшить этот дефицит, они должны спросить себя, как им изменить собственные инвестиции и сбережения», – говорит Грин.

По словам экономиста JPMorgan Chase Майкла Фероли, практически невозможно уменьшить торговый дефицит, увеличить бюджетный и ожидать, что потребители продолжат тратить деньги: «[В конечном счете] фискальная политика будет главенствовать над торговой, и против этой неодолимой силы бесполезно применять пошлины и другие торговые ограничения».

Перевел Алексей Невельский