Менее крупные рынки и страны могут лучше вознаградить инвесторов
Размер начинает играть против экономических и отраслевых лидеровСобытия прошлой недели заставили задуматься о том, не достигли ли мы чего-то такого, что можно назвать «большим пиком», – границы, за которой теряются преимущества, которые дает размер. У новостей последнего времени, будь то пошлины, которые Дональд Трамп хочет наложить на поставки из Китая, скандал с утечкой персональных данных пользователей Facebook, волатильность, вернувшаяся на сильно выросший фондовый рынок, есть одна общая черта: под угрозой оказались одни из самых крупных в своем роде явлений.
Наибольшие риски торговая война несет для крупных стран и регионов, таких как США, Китай и Евросоюз. Введение многочисленных пошлин, по всей вероятности, сильнее всего ударит по компаниям с большой рыночной капитализацией. Акции ведущих международных производителей – Boeing, Caterpillar, 3M – уже сильно упали, а индекс Dow Jones, включающий акции крупных компаний, потерял 6% на новостях о пошлинах Трампа.
В то же время крупнейшие технологические компании США попали под пристальное внимание регуляторов по обе стороны Атлантики. А новые правила в США ставят под вопрос обоснованность крупных компенсационных пакетов топ-менеджеров.
А вот недооцененными и более безопасными сегодня представляются небольшие активы. «У стран Юго-Восточной Азии, Южной Европы и части Латинской Америки много нереализованных возможностей по сравнению с США, ведущими странами Европы и даже Китаем, – говорит Джей Пелоски, руководитель занимающейся инвестиционным консультированием фирмы Pelosky Global Strategies. – У них больше пространства для роста, увеличения прибылей, инвестиций и гораздо больше поле для политического маневра». Пелоски считает, что на смену глобализации идет регионализация, и поддерживает теорию «трехполярного» мира, в котором Америки, Европа и Азия будут идти своими путями. При этом южные области этих мегарегионов ждет особенное процветание.
Вполне вероятно. Взгляните на геополитику. Многие страны Латинской Америки отказываются от десятилетий популизма и протекционизма, тогда как остальной мир, похоже, скатывается как раз в такую политику. Экономика и рынок США находятся на поздней стадии цикла восстановления, тогда как у латиноамериканских рынков, по мнению многих аналитиков, есть отличные возможности для роста.
Аналогичная картина в Европе, где немецкий индекс DAX и британский FTSE 100 снизились с начала года по пятницу на 7 и 9% соответственно. Если вы считаете, что ЕС не распадется, тогда есть основания полагать, что наибольшим потенциалом роста обладают периферийные страны, а не ядро союза (за исключением Франции). И действительно: итальянский фондовый индекс – один из немногих в ЕС, показывающий положительный результат с начала года. Похоже, многие участники рынка разделяют этот взгляд, и доходности облигаций снижаются в таких странах, как Испания и Португалия.
Если между США и Китаем разразится полномасштабная торговая война, выиграть в ней могут менее крупные страны Юго-Восточной Азии, поскольку они по-прежнему будут открыты для бизнеса с обеими крупнейшими экономиками мира. Страны АСЕАН могут стать альтернативными участниками цепочек поставок и основными торговыми партнерами для обоих регионов.
На уровне компаний меньше тоже выглядит лучше. Акции многих компаний малой капитализации все еще привлекательны для покупки, в то время как бумаги в индексе S&P 500 представляются достаточно дорогими.
Любое ужесточение регулирования в технологическом секторе скорее всего будет направлено против крупных, а не средних и мелких игроков. Даже в Китае, где технологическим гигантам не приходится беспокоиться о регулировании в тех областях и в той же степени, что западным компаниям, инвесторы в последнее время отвернулись именно от лидеров. Так, капитализация Tencent за прошлую неделю сократилась на $51 млрд после объявления об ожидающемся снижении нормы прибыли в результате увеличения расходов на контент и технологии.
Возможно, крупные технологические компании, как и крупные банки, разрослись слишком сильно и стали больше действовать в собственных интересах, чем в интересах пользователей. Игрокам меньшего размера, работающим на локальных рынках, также будет легче избежать негативных последствий возможных импортных пошлин.
«В войне главное – разрушить символ, – говорит Питер Этуотер, руководитель аналитической фирмы Financial Insyghts. – Обвали цены акций хотя бы 10 крупнейших компаний – и ты уже подорвал финансовую систему США».
Помимо того что они служат менее явными целями для протекционистских мер, небольшие компании с более низким уровнем долга лучше способны пережить повышение процентных ставок. Как отмечают в аналитической фирме Strategas, акции компаний малой капитализации – единственный класс активов, обгонявший инфляцию в каждом десятилетии в период с 1930-х гг.
Это может объясняться, в частности, тем, что они не переплачивают своим руководителям, как во многих крупных компаниях США. Недавнее исследование фирмы Equilar, специализирующейся на оценке вознаграждений топ-менеджеров, показало, что в публичных компаниях США медианный заработок гендиректора превышает аналогичный показатель работников в 140 раз. Но в компаниях с капитализацией более $15 млрд – в 263 раза. С этого года Комиссия по ценным бумагам и биржам США будет требовать от крупных компаний раскрывать этот коэффициент, и политики, избирающиеся в ноябре в конгресс, вполне могут начать муссировать эту тему.
Конечно, многие события могут ударить и по крупным, и по мелким компаниям – от глобальной торговой войны до инцидента с ядерным оружием. Но стоит помнить, что небольшие и более гибкие страны и компании зачастую лучше переживают времена больших перемен, хаоса и конфликтов. Так что, возможно, пришло время делать ставку на Давида. Голиаф переоценен.
Перевел Михаил Оверченко
Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов