Госдума предложила признать криптовалюту имуществом

Это позволит государству брать налоги с операций с токенами, а кредиторам – обращать на них взыскание
Депутаты нашли место криптовалютам в законодательстве
Депутаты нашли место криптовалютам в законодательстве / Евгений Разумный / Ведомости / Ведомости

В России может появиться правовое определение криптовалюты. Оно предложено в проекте поправок в Гражданский кодекс, которые внесли в Госдуму ее председатель Вячеслав Володин и председатель комитета по госстроительству законодательству и Павел Крашенинников. Проект закрепляет общие понятия, после его принятия власти смогут регулировать новый рынок и признавать сделки в цифровой среде, говорится в пояснительной записке.

Власти пытаются написать рамочный закон, который не противоречил бы существующей законодательной базе и не требовал бы ее серьезного изменения, указывает гендиректор Tokenbox Павел Салас.

В проекте определяются базовые понятия «цифровое право» (в обиходе токен) и «цифровые деньги» (криптовалюта). Это легализует криптовалюты, вводит их в правовое поле, объясняет партнер Taxology Михаил Успенский. «Это вводные шаги, за которыми должна появиться трактовка, определение возможных действий с ним», – считает партнер KPMG Николай Легкодимов.

Ранее свою версию законопроекта о регулировании криптовалют подготовил Минфин. В Госдуму он еще не внесен.

Цифровое право по своей сущности близко к ценной бумаге – это совокупность электронных данных, которые подтверждают право собственности, следует из проекта. Криптовалюту законным средством платежа он не признает. Но это может произойти в будущем, когда порядок операций будет дополнительно урегулирован, говорится в пояснительной записке.

Законопроект Минфина предусматривал ограниченный оборот криптовалюты через лицензируемых посредников, а проект депутатов предлагает прямо разрешить куплю-продажу токенов, рассуждает Успенский. «Неизвестно, появятся ли законопроекты, которые разрешат платежные операции с криптовалютой, и не введут ли они условия, которые не будут интересны рынку», – рассуждает Легкодимов.

Законопроект предполагает, что на цифровые деньги будут распространяться те же правила, что и на цифровые права – т. е. в информационной системе должны существовать записи о владельцах цифровых денег, а передавать их можно только с помощью записи. Это позволит включить цифровые деньги в конкурсную массу должника и в наследство.

После того как недавно столичный арбитраж отказался включать биткойн в конкурсную массу, многие восприняли криптовалюту как идеальную схему вывода активов, законопроект это пресекает, говорит Успенский. Государство не хочет обезличенного оборота криптовалют, подмечает Салас. Сегодня права на те же биткойны могут быть переданы без внесения каких-либо записей в блокчейн, объясняет партнер юридической фирмы «Бузько и партнеры» Роман Бузько. По законопроекту большинство сделок могут перестать быть анонимными – это понятная цель государства, но неизвестно, насколько она понравится пользователям, сомневается он.

Определив криптовалюту как имущественные права, проект позволит взимать НДС со сделок с ней, говорит Легкодимов. А людям придется платить налог с разницы между ценой покупки и продажи, указывает Успенский: «Кроме того, нельзя будет освободиться от налога, если человек держал криптовалюту более трех лет».

Законопроект создает фундаментальную основу для развития цифровой экономики и, в частности, появления нового класса активов для инвесторов, говорит предправления НРД Эдди Астанин. «С ЦБ и ключевыми участниками рынка мы работаем над созданием инфраструктуры учета цифровых активов, включающей в том числе технологии ответственного хранения ключей и цифровых активов, определения их справедливой стоимости и регистрации смарт-контрактов», – рассказывает он. Наличие такой инфраструктуры принципиально важное условие для прихода на этот рынок институциональных инвесторов и его динамичного развития и роста капитализации, заключает Астанин.