«Роснефть» не готова жертвовать свободой выбора поставщиков

Она раскритиковала законопроект, упрощающий доступ малого и среднего бизнеса к заказу госкомпаний
Главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин не готов жертвовать свободой выбора поставщиков
Главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин не готов жертвовать свободой выбора поставщиков / Евгений Разумный / Ведомости

«Ведомости» ознакомились с перепиской министерств и ведомств, обсуждающих предложения «Роснефти» закрепить права госкомпаний при отборе поставщиков среди малого и среднего бизнеса. Как следует из переписки, сейчас готовятся поправки в закон о закупках госкомпаний (223-ФЗ), которые запретят им требовать документы, подтверждающие добровольную сертификацию у таких поставщиков. А расходы на нее предлагается переложить с подрядчиков на заказчиков. Документ еще прорабатывается и его в открытом доступе нет, говорит сотрудник одного из участвующих в дискуссии ведомств.

Сертификация поставщиков достаточно дорогая и трудоемкая процедура, рассказывает эксперт по закупкам экспертного совета при правительстве Георгий Сухадольский, ее цель – проверка квалификации участников закупки и соответствия их продукции требованиям заказчика; как правило, сертификат действует полгода либо год. Его стоимость предприниматели, с которыми пообщались «Ведомости», оценивают до 500 000 руб. Сейчас сертификация формально тоже добровольная, но на практике заказчики часто превращают ее в обязательную, говорит федеральный чиновник, законопроект должен четко регламентировать эту процедуру.

«Роснефть» – крупнейший заказчик среди госкомпаний (по данным Минфина, закупила в первом полугодии на 2,7 трлн руб.) – считает, что законопроект нарушает право заказчиков на получение качественных услуг, поскольку в конкурсах участвует не только малый и средний бизнес. Об этом она написала премьеру Дмитрию Медведеву (претензии компании подтверждаются письмами ФАС, Минфина и Росстандарта, также о них рассказывает федеральный чиновник). «Роснефть» предлагает сделать все наоборот – разрешить заказчику требовать сертификации от любых поставщиков, а расходы на этот процесс переложить на них или на орган сертификации. Росстандарт в письме в Минэкономразвития во многом поддерживает идеи «Роснефти», предлагая компромиссные варианты, – к примеру, сделать сертификацию добровольной в конкурсах только с малым бизнесом, но разрешить госкомпаниям требовать сертификат, если среди поставщиков есть и крупный бизнес.

Ужесточить требования к процедурам закупок правительство пытается не в первый раз: еще в 2015 г. премьер Дмитрий Медведев поручил установить единый закрытый перечень способов закупок, которые должны проходить на универсальных торговых площадках. Но после сопротивления со стороны госкомпаний поправки были приняты без жестких ограничений процедур. Тогда в рабочую группу, представившую аргументированные возражения, входили крупнейшие закупщики, включая «Роснефть», «Газпром», РЖД, «Росатом», «Россети» и «Роскосмос».

На этот раз часть ведомств снова выступили за ограничение свободы госкомпаний при закупках. Разработка законопроекта началась в соответствии с протоколами заседаний комитета по одному из приоритетных проектов правительства – «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», рассказывает сотрудник ведомства, участвующего в обсуждении.

Предложения «Роснефти» не соответствуют цели законопроекта, поэтому учесть их невозможно, говорится в отзыве Минфина на предложения «Роснефти» (письмо за подписью замминистра Андрея Иванова было направлено в Минэкономразвития). Один из важнейших принципов закона о закупках госкомпаний – создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок, напоминает он, к тому же по Гражданскому кодексу сертификат соответствия качеству продавец должен передать покупателю лишь в момент продажи. Иначе добровольная сертификация превратится в обязательную.

Раскритиковала предложения «Роснефти» и Федеральная антимонопольная служба (ФАС, подлинность письма подтвердил федеральный чиновник). Добровольная сертификация – право, а не обязанность участника закупки, говорится в письме замруководителя ФАС Рачика Петросяна. По версии ФАС, предложения «Роснефти» ограничат число участников закупок, так как издержки предпринимателей возрастут. Предложение проводить добровольную сертификацию за счет поставщика либо органа по сертификации ФАС также не поддержала: денег предпринимателям может не хватить, а понесенные расходы не окупятся в случае проигрыша на тендере.

Представитель Минфина подтвердил отправку письма: предложения «Роснефти» министерство не поддерживает, поскольку цель законопроекта – как раз устранить ограничения конкуренции в закупках из-за необоснованных требований предъявить сертификат. Представитель Минэкономразвития подтвердил получение писем Минфина и «Роснефти». По его словам, вопрос обсуждается со всеми заинтересованными сторонами, при этом Минэкономразвития согласно с необходимостью урегулировать ситуацию с соблюдением интересов как малого и среднего бизнеса, так и заказчиков. Представители «Роснефти» и Росстандарта на вопросы «Ведомостей» не ответили.

Петросян не стал комментировать содержание письма. Но если разрешить заказчикам требовать сертификаты на стадии допуска заявок, то из добровольных они превратятся в обязательные, говорит он. Предложения «Роснефти», по его словам, прорабатываются, чтобы они не противоречили целям законопроекта. Были выработаны несколько возможных вариантов, как учесть критику «Роснефти», например, предложено добавлять баллы претенденту на контракт, если у него есть добровольный сертификат. Но отказать в допуске к тендеру из-за отсутствия сертификата нельзя, настаивает Петросян.

С одной стороны, нельзя разрешать поставлять на атомный реактор незакаленный болт, с другой – госкомпании, ссылаясь на отсутствие сертификата, отклоняют предложения неугодных поставщиков, говорит гендиректор ГУП «Агентство по госзаказу Республики Татарстан» Яков Геллер: «Это ножницы и конфликт интересов». Решить проблему можно, разделив заказы в зависимости от требований к квалификации поставщика, советует он.

Главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин не готов жертвовать свободой выбора поставщиков