Малый бизнес, работающий с госкомпаниями, сможет продать право требовать деньги с заказчика
Но воспользоваться этой возможностью будет непростоРынок факторинга вырос в прошлом году на 13% и превысил 2 трлн руб., по данным «Эксперт РА» (см. график). Поправки откроют для факторинговых компаний новый рынок, отмечает гендиректор компании «Открытие факторинг» Виктор Вернов, а малый и средний бизнес получит доступ к финансированию на условиях, сопоставимых с корпоративным кредитованием. По его словам, факторинговые компании будут готовы финансировать 90–95% от дебиторской задолженности по ставкам банковских кредитов, но без жестких требований по залогам и обеспечению, применяемым сегодня к малому бизнесу.
Поправки в закон о закупках госкомпаний, которые запустят механизм факторинга на этом рынке, Минфин готовит по поручению правительства. Обновленная их версия была опубликована в среду на regulation.gov.ru. Расплатиться с малым и средним бизнесом заказчик должен в течение 30 дней, но часто сроки срываются и, чтобы подрядчикам не пришлось ждать денег, вводится инструмент факторинга, пояснил представитель Минфина.
Гражданский кодекс позволяет и сейчас в любой момент уступить право требования, но в договорах с поставщиками госкомпании допускают это только с их согласия, заявляла Ассоциация факторинговых компаний. Правительство поручало открыть доступ к факторингу при закупках и госкомпаний, и государства, вспоминает советник гендиректора «ВТБ факторинга» Александр Чекрыгин, но на совещаниях рынок заказа был ограничен госкомпаниями, а поставщиков – малым и средним бизнесом.
Первая версия законопроекта, опубликованная почти неделю назад, была раскритикована факторинговыми компаниями. Рынок открывался не факторингу, а коллекторским агентствам, предупреждал исполнительный директор Ассоциации факторинговых компаний Дмитрий Шевченко. Проект разрешал переуступать требования, только если заказчик уже сорвал сроки оплаты, передавать будущие требования документ запрещал. Но при факторинге переуступают именно будущие требования, замечал зампред Металлинвестбанка Михаил Окунев.
В обновленной версии законопроекта это ограничение устраняется – переуступить требования к госкомпании поставщик сможет в любой момент. Правда, воспользоваться механизмом можно будет, только если это не противоречит положению о закупках госкомпании. Иначе это будет невозможно, предупреждает Вернов, поэтому поправки не откроют доступ малому и среднему бизнесу, работающему с госкомпаниями, к факторинговому финансированию.
Возможность заказчика устанавливать собственные правила в положении о закупках – это потенциально коррупциогенная норма, говорит Шевченко. По его словам, факторинговые компании будут просить Минфин скорректировать проект. В Минфине не ответили на запрос «Ведомостей» об отношении к предложениям факторинговых компаний, переданный после окончания рабочего дня.
Законопроект улучшился, осталось разрешить факторинг при закупках всем подрядчикам, говорит Чекрыгин. На статус малого и среднего бизнеса влияют самые разные факторы – количество сотрудников, состав учредителей и множество других условий, рассуждает Окунев, непонятно, почему другие предприятия не могут пользоваться факторингом – такое ограничение не устраивает рынок и противоречит Конституции. К тому же, продолжает он, и так к факторингу в основном прибегает малый и средний бизнес, остальным доступны менее трудозатратные формы финансирования. Непонятно, в какой момент предприятие обязано быть малым – на момент подписания контракта, уступки, оплаты, замечает Окунев: получается, факторинговые компании должны постоянно проверять это.